Опера «Ася» в усадьбе Тургенева

Дата публикации: 28 августа 2023

Оперный опен-эйр впервые прошёл в музее-заповеднике Ивана Тургенева «Спасское-Лутовиново» в Орловской области. 27 августа там представили оперу Ипполитова-Иванова «Ася», которую не показывали больше века.
Событие беспрецедентное, считает директор музея Сергей Ступин:
«Несмотря на то, что у нас были многие исполнители: Гергиев с оркестром Мариинского театра, „Виртуозы Москвы“, — столь масштабное действие, как опера, в „Спасском“ впервые. Опыт оказался удачным. Публика соскучилась по таким серьёзным проектам. Слушатели приехали из Орла, Тулы, Москвы. А пятиминутная овация после спектакля подчеркнула, что всё получилось».
Опера «Ася» в усадьбе Тургенева
В исполнении приняли участие студенты-вокалисты ГИТИСа (класс Александра Бармака) и Московский молодёжный симфонический оркестр имени Ипполитова-Иванова. За дирижёрским пультом Алексей Шатский:
«Музыка очень красивая, незаслуженно забытая. Приятно, что она исполняется, поскольку часто говорят, что в современных русских музыкальных театрах отсутствует русский репертуар. Слушателям надоели „Евгений Онегин“ и „Снегурочка“. Нужно расширять репертуар, но в этом направлении, на мой взгляд, делается мало, и такая опера, как „Ася“ достойна того, чтобы её исполняли чаще», — рассказывает дирижёр.
Чтобы адаптировать музыкальный материал под студенческий хор ГИТИСа, которому пока не просто петь развёрнутые, сложные партитуры, пришлось некоторые сцены купировать. Однако цельности сюжета это не повредило — внутренняя драма героини развивается ещё стремительнее и острее.
Опера «Ася» в усадьбе Тургенева
По справедливому мнению Алексея Шатского, современному читателю «Аси» сложно в полной мере осознать глубину тургеневской трагедии:
«Здесь есть большая социальная составляющая: Ася, уходя от возможного брака с NN, обрекала себя на жалкое существование, поскольку незаконнорожденные в России 19 века не имели никаких прав и по статусу были хуже крепостных. Единственный шанс для них выжить — выйти замуж или жениться. Сегодня такое представить сложно».
Более полно и глубоко тургеневскую недосказанность раскрывает музыка Ипполитова-Иванова. При прослушивании возникает стойкое ощущение, что композитор вдохновлялся «Евгением Онегиным» и «Иолантой». Здесь и внутренний драматизм, и эмоциональное напряжение, которое с помощью слов передать невозможно.
«В музыке есть привкус произведений Петра Ильича Чайковского, но Ипполитов-Иванов на все замечания критиков твердо отвечал, что его „Ася“ такая, какой должна быть, и ничего не менял в партитуре», — продолжает дирижёр.
Опера «Ася» в усадьбе Тургенева
Исполнять полномасштабную оперу (пусть и с сокращением некоторых сцен) для студентов — дело нелёгкое. Делать это на открытом воздухе в средней полосе России — настоящий риск. Тут и переменчивая погода, и возможные проблемы с подзвучкой, и непростая «открытая» акустика. Добавим к этому сложности в организации репетиций и получаем полноценную авантюру. Тем не менее, организаторы и участники отработали по максимуму. С этим согласен руководитель постановки, ректор ГМПИ имени Ипполитова-Иванова Валерий Ворона:
«Проект невероятно сложный даже для стационарного театра. У нас же не было возможности для плотных занятий, но вдохновение, сама идея, сочетание опыта большого мастера, крупнейшего дирижёра Юрия Ивановича Симонова [автора музыкальной редакции „Аси“ — прим.], и молодёжного задора и свежести, хорошо легли на атмосферу произведения.
Наш институт ещё никогда в условиях опен-эйра оперы не представлял. Поскольку мы выступали в родовом месте этого сочинения, у публики и студентов появилась особая трепетность и ощущение присутствия в нашей истории, чего в рядовых концертах не бывает. Очень волновались, но всё получилось — сделали проект от души».
Наталия Сергеева
Фото — пресс-служба музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»

Последние события

Байройтскому фестивалю сократят финансирование

Байройтскому фестивалю придётся экономить. Некоторые акционеры планируют сократить свою долю в капитале смотра почти вдвое.

Творческие связи укрепляются

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театр музыкальной комедии имени Камола Худжанди из Таджикистана подписали меморандум о сотрудничестве.

Умерла Элеонора Маклакова

Народный художник России, автор костюмов для театра и кино Элеонора Маклакова ушла из жизни в возрасте 84 лет. Об этом сообщает телеграм-канал Школы-студии МХАТ.