Цыганы шумною толпой

Дата публикации: 31 июля 2023

Оперу Сергея Рахманинова «Алеко» представили на Первом оперном фестивале «Русская опера» в Рязани. Спектакль — результат сотрудничества Рязанского областного музыкального театра и АНО «Культура рядом». Режиссёром-постановщиком выступил заслуженный артист РФ, ведущий солист театра «Геликон-опера» Вадим Заплечный.
Фестиваль, посвящённый национальным оперным традициям и музыке русских композиторов, прошёл с 27 по 30 июля на территории Рязанского Кремля, в долине трёх рек — Оки, Трубежа и Лыбеди — где в 1095 году был заложен город Переяславль-Рязанский, который впоследствии стал Рязанью. Исторические достопримечательности стали локацией для оперных постановок и концертов под открытым небом. За четыре дня публика посетила камерные концерты с романсами и ариями из опер русских композиторов, лекции и костюмированные шоу, услышали «Литургию» и «Всенощную» Сергея Рахманинова в Христорождественском соборе, но ядром программы стали две большие оперные постановки. И если «Хованщина» Мусоргского с полным составом солистов, хора и оркестра театра Станиславского и Немировича-Данченко была перенесена из столицы на рязанскую землю, то «Алеко» Сергея Рахманинова стала детищем фестиваля — её поставили специально для «Русской оперы».
Отличительная особенность фестиваля — большая просветительская программа. Подготовка зрителей к «Алеко» началась задолго до самого действа.
Цыганы шумною толпой
Сначала во Дворце Олега на территории Кремля прошла лекция музыковеда Ольги Русановой, в которой слушатели могли не только погрузиться в историю создания оперы, но и услышать знаменитых певцов, исполнявших партию Алеко — для сравнения были предложены фрагменты из фильмов-опер 1953 и 1986 годов, а также концертные записи Фёдора Шаляпина, Дмитрия Хворостовского и Ильдара Абдразакова. Следующим этапом было поэтическое чтение поэмы Пушкина «Цыганы», ставшей основой для либретто, написанного Немировичем-Данченко. Ближе к спектаклю на улице прошло костюмированное шоу «Цыганские напевы» в исполнении фольклорного ансамбля «Табор возвращается». Финалом погружения в материал стала сама опера, при этом жанр спектакля был обозначен как иммерсивный.
В год 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова опера особенно востребована. Из событий только последнего месяца — выставка, посвященная «Алеко» в Российском национальном Музее музыки и концертная версия оперы в исполнении солистов, хора и оркестра Большого театра на фестивале «Лето. Музыка. Музей» в подмосковной Истре. Однако, режиссёр-постановщик спектакля Вадим Заплечный сумел удивить не только рязанскую публику, но и столичных гостей. Первым делом была изменена сценография: артисты и зрители поменялись местами. На поляне, где в другие дни фестиваля находился зрительский партер, были сделаны декорации для самого действия, а публика разместилась на сцене и вокруг условного поля спектакля. Решение и в самом деле удачное — ну где ещё мог расположиться цыганский табор, как не на лужайке под раскидистым деревом?
Цыганы шумною толпой
«Просто окиньте взглядом эту поляну. Это же идеальная площадка для цыганского табора! Просто кинематографичное место, здесь и будем работать. А зрители будут на сцене, пусть они теперь поймут, каково артистам там находиться. Там же, на другом ярусе — оркестр», — рассказал режиссёр.
Сюрпризы на этом не кончились. Спектакль начался с пролога, но не с того, который в свое время пытался навязать Рахманинову Шаляпин (текст пролога даже был написан, но автор не стал ничего менять), а с задумки Заплечного: пролог изображает сцену дуэли Онегина и Ленского, рядом с ними в роли одного из секундантов — сам Пушкин.
Цыганы шумною толпой
«У нас „Алеко“ — это такое продолжение „Евгения Онегина“. Где скитался Онегин несколько лет после дуэли? Кто рассказывал, кто знает? Никто не знает, а вернулся он совсем другим человеком. Вот мы в эту сторону и решили направить внимание зрителей, предложить им поразмышлять. Такая идея объединить этих двух персонажей в одного», — резюмировал Вадим Заплечный.
Далее действие разворачивается по классической схеме. Зрелищный выход цыганского табора — с телегами, шатрами, всяческой утварью и толпой весёлых ребятишек.
Цыганы шумною толпой
Пока взрослые заняты хлопотами, старый цыган рассказывает детям о своей жизни (в роли цыгана колоритный Александр Киселёв, солист Геликон-оперы).
Цыганы шумною толпой
Следом — Женский танец и Мужская пляска. И надо отдать должное балетной труппе Рязанского театра, порхать на траве — это не тоже самое, что танцевать на твёрдой сцене.
Цыганы шумною толпой
В оперных партиях — солисты «Геликона» Георгий Екимов (Алеко), Давид Посулихин (молодой цыган), Лариса Костюк (старая цыганка). Земфира — солистка театра «Русская опера» Мария Лобашева.
Действие разворачивается по классическому сценарию, напряжение нарастает и за счёт особого расположения публики: зрители находятся аккурат между артистами и оркестром, так что музыка пронизывает насквозь.
Цыганы шумною толпой
Мучимый ревностью, Алеко совершает свое злодеяние, а кто-то из зрителей тихонько охает. Цыгане дружно осуждают Алеко за двойное убийство и табор уходит, оставив главного героя тоскливо восклицать: «О, горе! Опять один, один!».
Цыганы шумною толпой
Куда ты теперь, Алеко? Не обратно ли в высший свет, откуда ты бежал после трагической дуэли? Уж не ужин ли к князю Гремину?
Дженнет Арльт
Фото: Владимир Гусев

Последние события

Центр Виктора Астафьева открылся под Красноярском

Национальный центр Виктора Астафьева открыли в его родной деревне Овсянке под Красноярском 1 мая, в день 100-летия со дня рождения писателя.

Музей-заповедник «Архангельское» празднует день рождения

Музей-заповедник «Архангельское» 1 мая отмечает 105-летие. Гостей в этот день ждут выступление оркестра, танцевальный перфоманс, пленэр и спектакль для детей.

Разные языки Победы

Песни о Великой Отечественной войне на разных языках звучат на Международном фестивале «Дорога на Ялту». Россию представляет на смотре Академический большой хор «Мастера хорового пения».