Композиторы на берегу моря
Дата публикации: 22 июля 2023
Образовательная программа «Академия Юрия Башмета» проходит в академии творческих индустрий «Меганом». В Крым приехали молодые музыканты из разных уголков России и Беларуси. Работа кипит с утра до ночи: композиторы сочиняют, оркестранты репетируют, звукорежиссёры записывают и сводят, — все познают премудрости выбранных профессий под руководством опытных наставников.
Обучать композиторов организаторы позвали признанных авторитетных мэтров, заведующих кафедр трёх лучших российских музыкальных вузов: Александра Чайковского (Московская консерватория), Кузьму Бодрова (Российская академия музыки имени Гнесиных) и Антона Танонова (Петербургская консерватория).
Ежедневно молодые композиторы получают новые задания, которые нужно сделать уже на следующий день, рассказывает Александр Чайковский:
«Каждый день у ребят новое задание по полифонии, инструментовке, оркестровке. Еще они пишут коллективное сочинение — секстет, где у каждого композитора своя вариация.
Наша нынешняя группа очень хорошая. Приехали ребята, которые хотят заниматься сочинением музыки профессионально. Многие перспективные и уже учатся в вузах».
Трое наставников работают вместе, щедро делясь с молодыми коллегами секретами мастерства и раскрывая свои взгляды на музыку.
«Конечно, есть объективные вещи. Например, когда композитор не может определиться с темпом, динамикой, артикуляцией, пишет нечто неисполнимое. Но во вкусовых и технологических моментах у каждого из нас троих есть свои наработки. Ребятам это интересно, потому что они могут посмотреть на свою музыку с разных ракурсов», — считает Антон Танонов.
Интенсивный режим работы заставляет обучающихся собрать все творческие силы:
«Наставники дают интересные задания, которые заставляют нас покинуть зону комфорта. Сперва смотришь на это всё и думаешь, как же я с этим справлюсь. Но потом начинаешь делать и понимаешь, что всё можешь, — рассказывает Полина Горлова, студентка РАМ имени Гнесиных. — Здесь время идет по-другому: с одной стороны, я устаю, но с другой — успеваю гораздо больше».
«Работы очень много, работать приходится с большим ограничением по времени, но это очень интересно, настоящий челлендж. Сможешь ли ты? Получится ли? Когда твое сочинение критикуют, ты обязательно будешь учитывать эти замечания при написании новых сочинений», — продолжает студентка Гнесинской академии Анастасия Чернова.
По мнению еще одного гнесинца Ерджаника Оганесяна, конструктивная критика от профессионалов всегда полезна:
«Многие молодые композиторы могут только мечтать услышать несколько слов о своих сочинениях, а наши произведения исписаны замечаниями и пожеланиями вдоль и поперек. Кто-то может сильно переживать и расстраиваться из-за критики, но для меня это, безусловно, шаг вперед».
Помимо интенсивных занятий и ежедневных домашних заданий, молодые композиторы успевают общаться и изредка наслаждаться крымской природой.
«Я очень давно хотела поучаствовать в проекте в горах, недалеко от моря. В Судаке сейчас собрано столько разных музыкантов, наше неформальное общение очень ценно. „Таврида“ — шанс познакомиться с новыми людьми, с которыми в дальнейшем можно сотрудничать», — считает Анастасия Чернова.
«Я очень надеялся на дружескую коммуникацию и познакомился с замечательными ребятами: дирижерами и инструменталистами. Это всё невероятно», — рассказывает Ерджаник.
«Мне всегда хотелось побывать в Крыму. Никогда не думал, что здесь так красиво. Очень вдохновляет. За эти дни мы с ребятами успели многое сделать и сейчас, подобно „Могучей кучке“ и „Французской шестерке“, работаем над общим произведением. Это будет секстет, для которого каждый автор напишет свою вариацию. Моя часть — финальная. В ней я немного ухожу из тональности в сонорику и авангард и подытоживаю то, что сочинили коллеги», — делится впечатлениями и планами аспирант Белорусской академии музыки Игорь Комар.
Студентка Московской консерватории София Круглова считает, что живописные виды для рабочего процесса не главное:
«Главное — то, как здесь всё обустроено, какие профессора преподают и какие возможности дает академия. Нас исполняют, для композитора это очень важно. Иначе для чего мы музыку пишем? Мое произведение сейчас играет симфонический оркестр. Такого в моей творческой жизни еще не случалось».
«Академия Юрия Башмета» оказалась полезной не только для молодых композиторов, но и для их преподавателей.
«Мне нравится работать с молодежью, потому что от них получаешь обратную связь. С одной стороны, ты делишься своим опытом, помогаешь им, а с другой, видишь, как они своей юной энергией открывают новые двери, и тоже у них этому учишься. Идет взаимообмен. Это заставляет быть в тонусе», — заключает Кузьма Бодров.
Итогом образовательной программы станет фестиваль «Звезды Меганома». На его концертах прозвучит музыкальная классика и произведения композиторов, приехавших в «Академию Башмета». Финальный концерт смотра состоится на берегу моря в Судаке вечером 22 июля.
Беседовала Наталия Сергеева
Последние события
Победители и претенденты на одной сцене
Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.
Петербург готовится к фестивалю Вишневской
На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.