Конкурс Обуховой. Как это было
Дата публикации: 11 декабря 2020
Конкурс имени Надежды Обуховой в этом году стал рекордным по количеству заявок. Подробности в материале Наталии Сергеевой.
Слушать выступления вокалистов всегда любопытно. Человеческий голос — многогранное чудо, способное заворожить даже самого искушенного слушателя. А еще это хрупкий и весьма капризный музыкальный инструмент. Даже у великих и признанных случаются с ним разлады.
Тем приятнее слышать, как молодые ребята и девчонки, преодолевая волнение и страхи, выходят на сцену и исполняют сложнейшие произведения перед именитым жюри, в котором сидят практикующие мэтры музыкальной сцены. Да, не всё получается идеально, но смелость выступить перед оперной звездой мирового масштаба сама по себе достойна аплодисментов.
Вокальному конкурсу Обуховой в этом году пришлось нелегко. Но несмотря на перенесенные сроки и угрозу отмены, которая до сих пор висит над всеми культурными событиями в мире, конкурс собрал рекордное в своей истории количество заявок — полторы сотни. И музыканты, и публика соскучились по живым концертам, которых сейчас, к сожалению, не много.
Первых два тура конкурса оценивали по видеозаписям, а третий (о чудо!) удалось провести очно на сцене Липецкой филармонии.
Жюри очень внимательно отнеслось к каждому из участников, рассказывает председатель судейской коллегии, знаменитое меццо-сопрано Екатерина Семенчук:
«Я прослушивала всех по несколько раз. И если кто-то, на мой взгляд, из-за качества записи не смог полностью раскрыться, я искала другие видео этих участников в интернете. Были те, кто при первой моей оценке не прошли в третий тур, но попали туда после того, как я изучила глубже их биографии и исполнения».
Для Екатерины Семенчук Конкурс Обуховой стал, по ее словам, единственным музыкальным состязанием в России, в котором она участвовала и, разумеется, победила.
«Получив приглашение возглавить жюри, я с радостью согласилась. Несмотря на все препоны, дополнения, изменения и отмены, мы снова здесь, в Липецке, и я безумно счастлива, что нас объединяет музыка и имя такого великого человека, как Надежда Андреевна Обухова».
Екатерина Семенчук не ограничилась только лишь выполнением обязанностей главы судейской коллегии. Перед прослушиванием третьего тура она дала сольный концерт в филармонии. Получилось душевно и технически безупречно. А перед заключительным гала участников, певица провела щедрый мастер-класс, уделяя каждому «студенту» больше часа своего времени и великодушно делясь секретами вокального мастерства. Кстати, на вечернем концерте сильно слышалась разница в исполнении — конкурсанты, участвовавшие в мастер-классе, моментально стали использовать советы Екатерины.
Без иронии судьбы не обошлось. Победительница конкурса, меццо-сопрано из Москвы Дарья Хозиева пару лет назад пробовалась в «Новую оперу», но ей отказали. Правда, тогдашний директор театра и нынешний член жюри Дмитрий Сибирцев молодую певицу запомнил, о чем сам и упомянул в разговоре. Перед гала-концертом Даша осталась без концертмейстера, и, чтобы выступление состоялось, за рояль сел… Дмитрий Александрович.
Очень порадовало, что среди жюри на этом конкурсе не было практикующих педагогов, а, следовательно, и не было их учеников среди участников.
«Судя по тому, как мы переглядывались на прослушивании, мнение у нас единое. Это бывает очень редко. У членов жюри нет ни своих учеников, ни своих фаворитов.
Я люблю, когда ко всем относятся одинаково», — комментирует Дмитрий Сибирцев.
Не на каждом конкурсе случаются открытия. И нынешний конкурс Обуховой здесь — исключение. Сколько ярких, самобытных голосов, которые хочется слушать и слушать, сколько харизмы и артистизма у участников! Кстати, список победителей мы уже публиковали здесь.
«Любой конкурс дает возможность показаться. Почему я участвовала в конкурсах? Это воля к художественной победе, возможность раскрыть новые образы и проверка собственной нервной системы — насколько артист приспособлен к сложной сценической жизни», — заключает Екатерина Семенчук.
Интересно будет наблюдать, как сложится дальнейшая судьба победителей конкурса. Сейчас есть абсолютная уверенность в том, что их имена мы еще услышим и не единожды.
Наталия Сергеева
Последние события
Башмет оценил новые правила
Дирижёр и альтист Юрий Башмет приветствовал введение новых правил продажи билетов в театры и на концерты в Москве. Маэстро уверен, что «очень скоро они станут привычными и удобным».
Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ
Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
В джазе только куклы
В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.