Окно в Париж
Дата публикации: 19 мая 2023
115 лет назад театральный деятель из России Сергей Павлович Дягилев арендовал здание Гранд-Опера, чтобы показать Парижу русскую оперу. Импресарио 36 лет, его все узнают по седой пряди в чёрной шевелюре. Он уже успел всех заинтересовать серией выставок и концертов, а теперь задумал показать подлинную Русь.

«Месье Шаляпин вновь едет в Париж!», «Месье Шаляпин будет петь царя-убийцу!». С таким воодушевлением публика обсуждала премьеру, назначенную на 19 мая 1908 года — историческую драму «Борис Годунов» в редакции Римского-Корсакова.

Дягилев, как профессиональный театральный менеджер, настоял на самых эффектных и драматически важных фрагментах. «Французы должны рехнуться от величия», — писал он Римскому-Корсакову о сцене венчания Бориса на царство. Эпичным должно было быть всё: перезвон колоколов, шествие бояр и церковного духовенства в парче и мехах, хоругви, иконы и стрельцы в красных кафтанах. Костюмы для постановки Дягилев искал лично вместе с художником Александром Бенуа в петербургских лавках, а ещё отправил целую экспедицию в северные губернии собирать у баб в деревнях вышитые сарафаны и платки. Парижане были под впечатлением от всей этой экзотики, но технический персонал Гранд-Опера приходил в ужас от нашествия «русских варваров». Подумать только, 300 человек на сцене! Вот только сцена не готова — декорации везли поездом из Петербурга в Париж, и за сутки до премьеры дело грозило обернуться катастрофой. Дягилев созывает совещание с одним вопросом — выступать завтра или нет. Всё решил шаляпинский гримёр, который, страшно заикаясь, произнёс речь в духе «не посрамим своей земли». «И получился не позорный провал, а триумф», — вспоминал Бенуа. Но от чего действительно «рехнулась» публика, так это от гения Фёдора Шаляпина. Зрители после премьеры не просто устроили овацию, они неистово кричали, махали платками, стучали ногами и вскакивали на кресла.

После старта «Русских сезонов» в Париже началась мода на все русское. Дягилев продолжил покорять мир русским искусством, а Шаляпин — своим голосом и талантом.
Текст: Ольга Разумовская
Последние события
Новый гендиректор Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Гендиректором Кирилло-Белозерского музея-заповедника стала Юлия Веретнова, филолог и искусствовед, бывший заведующий Мемориальным музеем-квартирой Некрасова, филиала Всероссийского музея Пушкина.
Марин Олсоп ждут в Барселоне
В честь столетия со дня смерти Антонио Гауди в июне в Барселоне состоится премьера сочинения Оливии Перес-Койемир «Семь снов Гауди». Его исполнят двести музыкантов под управлением Марин Олсоп.
«Симфония инноваций» в Мариинке
Вслед за Большим театром спектакль-перформанс «Симфония инноваций», сочетающий классическую музыку и новейшие технологии, представят 14 ноября в Мариинском.


