Романтические изыски РНО
Дата публикации: 8 мая 2023
Солисты Российского национального оркестра отметили день рождения Брамса камерным концертом.
Играть ансамбли разных составов в этом сезоне стало доброй традицией для РНО, а праздновать день рождения Брамса музыканты начали еще 1 мая в Камерном зале «Зарядья», включив в программу Второй струнный секстет именинника (прозвучали 3 и 4 части). Тогда особенно хорош оказался Сергей Старчеус — концертмейстер вторых скрипок, ветеран РНО.
По той же доброй «камерной» традиции концерт прошел в Новом пространстве зала «Зарядье», где публика может комфортно расположиться в мягких креслах с видом на Парящий мост или за столиками. При этом никаких напитков или, тем более, еды не предполагается — концерт остается полновесным концертом.
В этот раз музыканты представили сочинения двух современников — Дворжака и Брамса, в свое время отличившихся большой любовью к написанию камерных ансамблей. Вряд ли в эту компанию можно было бы органично вписать кого-то еще из композиторов 19 столетия — тот самый случай, когда третий явно лишний. Да и сам формат компактного часового концерта без антракта не предполагает исполнения масштабной программы.
Первым прозвучал до-мажорный Терцет для двух скрипок и альта Дворжака. Опус изысканный даже в контексте истории европейской музыки: трудно назвать еще одно произведение для такого же состава, снискавшее мировую известность.
Дворжак, проработавший почти десять лет в театральном оркестре альтистом и на практике знавший возможности струнно-смычковых инструментов, видимо, решил продемонстрировать эти самые возможности в полном объеме. Здесь и мелкая техника в быстром темпе, и певучая кантилена, и любимое композитором обилие украшений в мелодии, и богатая, мелодически распетая фактура. Надо признать, что солистки Ольга Левченнко, Дарья Стрельникова и Евгения Зубова справились со всеми техническими сложностями на ура, представив этот непростой опус зрелого композитора во всей красе.
Центром программы стал Квинтет для кларнета и струнного квартета Иоганнеса Брамса. Терпкое 40-минутное произведение представляет собой лирическую «симфонию» в четырех частях, в которой кларнетовый тембр органично вплетен в ансамбль струнных. А сколько здесь песенности и поэтичности!
Музыковеды с легкостью проведут параллели с симфоническим творчеством зрелого Брамса, меломаны же насладятся игрой тембров и тональностей.
На написание этого квинтета находившегося в творческом кризисе Брамса вдохновила игра кларнетиста Рихарда Мюльфельда, именно для него композитор и создал свой Квинтет, а заодно и Трио. Мы уже вряд ли узнаем, как Мюльфельд играл на премьере, но Дмитрий Айзенштадт вместе со скрипачками Екатериной Карповой и Марией Доброгорской, альтисткой Евгенией Зубовой и виолончелистом Дмитрием Фастуновым представили публике сбалансированный, темпераментный ансамбль, в котором воплотились томный романтизм Брамса и его любовь к классической строгости формы.
Жаль, но в этом сезоне РНО уже не представит новых камерных программ в «Зарядье». Слушать этих солистов всегда удовольствие — в какие ансамбли их ни поставь, звучать они будут благородно и чисто. Поздравляем музыкантов с завершением проекта и ждем с нетерпением его продолжения осенью.
Наталия Сергеева
Фото: Светлана Чаплыгина
Последние события
Победители и претенденты на одной сцене
Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.
Петербург готовится к фестивалю Вишневской
На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.