Без лишних нот

Дата публикации: 12 апреля 2023

В Зале имени Чайковского представили московскую премьеру Концерта Михаила Плетнёва для скрипки с оркестром. Событие стало частью Транссибирского арт-фестиваля.
Без лишних нот
Маэстро, которого широкая публика больше знает как выдающегося дирижера и пианиста, начал сочинять музыку еще в подростковом возрасте и занимается этим до сих пор. Жаль, что дисков с его произведениями днём с огнём не сыщешь.
Свой Концерт для скрипки с оркестром, написанный в прошлом году, Плетнёв посвятил старому другу и коллеге, долгое время бессменному концертмейстеру РНО — Алексею Бруни.
«Эмоции в преддверии предстоящего исполнения Скрипичного концерта я испытываю разнообразные, я бы даже сказал, пронзительные, потому что с Плетнёвым меня связывает практически целая жизнь. Знаю, что он писал и как он писал, с подросткового возраста, — рассказывает Алексей Бруни. Скрипичного концерта я ждал более 20 лет. Это уже очень давняя история: партитура несколько раз терялась — то в Москве, то на гастролях, и Плетнёву приходилось восстанавливать её по памяти, потом вроде бы закончил, но решил что-то переделать. И вот наконец-то сочинение готово. Большая честь и радость, что концерт посвящен мне. Огорчает только, что состояние здоровья не позволяет мне сейчас его исполнить — а так хотелось бы!»
И на мировой премьере в Новосибирске, и на столичной в КЗЧ сольную партию исполнил Вадим Репин, а за дирижерский пульт Российского национального оркестра встал итальянец Алессандро Кадарио. Московскую премьеру с двух сторон окружили романтическими шедеврами — Второй симфонией Брамса и Скрипичным концертом Чайковского, в которых РНО в очередной раз предстал как первоклассный коллектив мирового уровня.
«Я счастлив дирижировать Российским национальным оркестром и выступать с таким солистом, как Вадим Репин, исполняя это произведение Михаила Плетнёва. Считаю, что у нас есть все компоненты для большого успеха», — рассказывает Алессандро Кадарио.
И успех случился. Случился благодаря образцовому исполнению и благодаря глубине самой партитуры.
Без лишних нот
Оркестр под руководством Кадарио звучит утончённо: каждая фраза живет и дышит, а когда вступает ансамбль валторн, остается только восхищаться чистоте и слаженности игры. Четкий, аккуратный жест дирижера напрочь лишен чрезмерной экспрессивности, что всегда радует и глаз, и ухо.
Скрипка у Репина то тихо плачет, добираясь своими щемящими интонациями до самых душевных глубин, то колко иронизирует, выдавая насмешливые остроты, то поражает безупречной мелкой техникой, то восхищает певучестью. Сольная партия в этом Концерте, безусловно, сложна и технически, и эмоционально.
«С одной стороны это исповедь, с другой — печаль и сарказм. Очень много эмоций и чувств вызвала у меня уже первая репетиция. Я поклоняюсь таланту Плетнёва во многих ипостасях», — рассказывает скрипач.
Без лишних нот
Плетнёвский Концерт получился очень ёмким и цельным.
«Помните прекрасный роман „Степной волк“? Там такой образ возникает — идущая бесконечная черная толпа, и главный герой спрашивает: что это такое? а ему отвечают: „Это лишние ноты из произведений Вагнера и Брамса.“ Так вот есть ощущение, что Плетнёв не пишет лишних нот», — заключает Алексей Бруни. И здесь сложно не согласиться.
30-минутный Концерт слушается на одном дыхании. То и дело возникают аллюзии на Шостаковича, чей музыкальный язык как нельзя лучше подходит для глубоких высказываний о духе времени. Но Плетнёва нельзя упрекнуть в подражании или цитировании, здесь скорее речь о согласии с мыслями классика. Безусловно, плетнёвский Концерт — сочинение зрелое и многогранное, сочинение про здесь и сейчас, сочинение, автору которого безусловно есть, что сказать, и сказать ясно, глубоко и убедительно.
Текст: Наталия Сергеева
Фото: Ирина Шымчак

Последние события

Новая выставка в Музее Победы

Музей Победы 27 апреля открывает выставку «Лоик. Скульптура войны и мира». В собрании — произведения, посвящённые Великой Отечественной войне и анималистические композиции.

Мастера и художники соберутся в Гостином дворе

Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт со 2 по 12 мая в московском Гостином дворе. Событие объединит художников, мастеров и дизайнеров.

«Арабеск» назвал победителей

Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой подвёл итоги. Торжественное закрытие конкурса, награждение лауреатов и гала-концерт состоится 27 апреля.