Мост между Востоком и Западом
Дата публикации: 7 апреля 2023
Десятый Транссибирский Арт-фестиваль под художественным руководством Вадима Репина завершил свою работу в Новосибирске. Финальный концерт с традиционным названием «До новых встреч!» состоялся 6 апреля в Государственном концертом зале имени Каца. Билеты на программу были распроданы задолго до самого вечера: Вадим Репин готовился сыграть Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, а в качестве дирижёра был заявлен венесуэлец Мануэль Лопес-Гомес.
Мануэль Лопес-Гомес — многообещающий дирижёр. Воспитанник венесуэльской образовательной программы El Sistema, протеже знаменитого маэстро Густаво Дудамеля, с которым работал 15 лет. К своим 40 годам Мануэль дирижировал немалым числом известных оркестров, среди которых Симфонический оркестр имени Симона Боливара, Филармонический оркестр Французского радио, Симфонический оркестр радио Франкфурта и Королевский филармонический оркестр Стокгольма. Дошла очередь и до Новосибирского академического симфонического оркестра.
Мануэль ЛОПЕС-ГОМЕС: «Я очень счастлив выступать с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Это прекрасный коллектив, очень гибкий. А ещё его музыканты ищут нужное звучание. Кажется, мы нашли общий язык. Это замечательно».
За работой широкоплечего дирижёра приятно наблюдать: движения плавные и точно выверенные. Лопес-Гомес не только справился с оркестром, но, кажется, смог передать ему частичку солнечной Венесуэлы. Концерт открыла симфоническая сюита Эвенсио Кастелланоса Santa Cruz de Pacairigua («Храм Святого Креста на реке Пакайригуа»), наполненная жарким южноамериканским темпераментом и дарящая ощущение карнавала и долгожданной вечерней прохлады после знойного дня. Произведение Кастелланоса сочетает в себе венесуэльскую народную музыку и европейскую симфоническую традицию. Это созвучно главной идее Транссибирского Арт-фестиваля, который задумывался как мост между Востоком и Западом. С этой задачей организаторы справляются вот уже десятый год подряд. Так, в нынешнем сезоне принимали участие эстонский дирижёр Андрес Мустонен и его итальянский коллега Алессандро Кадарио, индийский скрипач Лакшминараяна Субраманиам и венесуэлец Мануэль Лопес-Гомес. Приехать на Транссибирский Арт-фестиваль и сыграть русскую музыку — таково было желание дирижёра.
Мануэль ЛОПЕС-ГОМЕС: «Музыка Чайковского была в моей жизни ещё с детства. Передо мной большая ответственность: я впервые дирижирую русской музыкой и сразу в России».
Венесуэльскую часть программы продолжил Концерт для скрипки с оркестром Чайковского. Шедевр русского классика с новосибирским оркестром Вадим Репин играл более тридцати лет назад. Состав за это время сменился и, как шутит виртуоз, заметно помолодел. С оценкой Лопеса-Гомеса Репин согласен и на щедрые слова не скупился: коллектив назвал любимым и поблагодарил за мощную поддержку. В сложнейшем скрипичном концерте это особенно важно.
Вадим РЕПИН: «Технически этот концерт один из самых сложных. Это не спринт, это концерт-марафон. Исполняя его, нужно быть в особой форме: физической, технической, сценической. А эмоционально — это один из самых выразительных концертов».
«Нервничаю», — признавался виртуоз перед концертом. И не только из-за сложности шедевра, но и из-за зрителей в зале. Точнее одного и, пожалуй, самого главного — мамы — Галины Георгиевной Репиной, которая в нынешнем году празднует 75-летие. Именно ей Вадим Репин и посвятил исполнение, ведь сыграть Чайковского была её просьба. Маме, некогда безусловно посвятившей себя воспитанию юного виртуоза, стоя аплодировал весь зал.
Выбор для финальной части вечера пал на Четвёртую симфонию Чайковского, созданную в тот же период, во время которого композитор написал Скрипичный концерт. «Первая великая русская симфония», как называют её сегодня, «подражание Пятой бетховенской», как уточнял сам композитор в письме к покровительнице Надежде фон Мекк — не самое жизнерадостное произведение для финала музыкального праздника, однако оправданное. Сочинение, родившееся из переживаний тяжёлого душевного кризиса и непонимания, как жить дальше, посвящено борьбе с роком и жестокой действительностью, стремлению к счастью. До Шестой симфонии оставалось 13 лет и композитор ещё не терял надежды: «Жить всё-таки можно», — резюмировал композитор содержание финала. Эти слова, как и Четвёртая симфония, сегодня звучат как никогда актуально.
Сибирская часть Транссибирского Арт-фестиваля завершится 7 апреля в Барнауле, где Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр снова выступят вместе с Мануэлем Лопесом-Гомесом. Ещё два концерта пройдут в Москве. На сцену зала «Зарядье» 8 апреля выйдут Квинтет Игоря Бутмана и Лакшминараяна Субраманиам со своим коллективом, а в Концертном зале имени Чайковского 9 апреля Российский национальный оркестр вместе с Вадимом Репиным и дирижёром Алессандро Кадарио дадут столичную премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнёва.
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Никита Курочко; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов
Последние события
Эрмитаж посвятит Пушкину мультимедийное шоу
Мультимедийное шоу, которое ежегодно проходит на Дворцовой площади в Петербурге в Дни Эрмитажа, в этот раз будет посвящено Александру Сергеевичу Пушкину.
«Двенадцать месяцев» в НОВАТе
Премьерные показы оперы-сказки Сергея Баневича «Двенадцать месяцев» пройдут в Новосибирском театре оперы и балета 7 и 8 декабря. Над постановкой работает главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев.
Гала-концерт фестиваля «Свет Христов»
Гала-концерт лауреатов III Патриаршего Международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» состоится в Храме Христа Спасителя 2 декабря.