Мост между Востоком и Западом

Дата публикации: 7 апреля 2023

Десятый Транссибирский Арт-фестиваль под художественным руководством Вадима Репина завершил свою работу в Новосибирске. Финальный концерт с традиционным названием «До новых встреч!» состоялся 6 апреля в Государственном концертом зале имени Каца. Билеты на программу были распроданы задолго до самого вечера: Вадим Репин готовился сыграть Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, а в качестве дирижёра был заявлен венесуэлец Мануэль Лопес-Гомес.
Мост между Востоком и Западом
Мануэль Лопес-Гомес — многообещающий дирижёр. Воспитанник венесуэльской образовательной программы El Sistema, протеже знаменитого маэстро Густаво Дудамеля, с которым работал 15 лет. К своим 40 годам Мануэль дирижировал немалым числом известных оркестров, среди которых Симфонический оркестр имени Симона Боливара, Филармонический оркестр Французского радио, Симфонический оркестр радио Франкфурта и Королевский филармонический оркестр Стокгольма. Дошла очередь и до Новосибирского академического симфонического оркестра.
Мануэль ЛОПЕС-ГОМЕС: «Я очень счастлив выступать с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Это прекрасный коллектив, очень гибкий. А ещё его музыканты ищут нужное звучание. Кажется, мы нашли общий язык. Это замечательно».
Мост между Востоком и Западом
За работой широкоплечего дирижёра приятно наблюдать: движения плавные и точно выверенные. Лопес-Гомес не только справился с оркестром, но, кажется, смог передать ему частичку солнечной Венесуэлы. Концерт открыла симфоническая сюита Эвенсио Кастелланоса Santa Cruz de Pacairigua («Храм Святого Креста на реке Пакайригуа»), наполненная жарким южноамериканским темпераментом и дарящая ощущение карнавала и долгожданной вечерней прохлады после знойного дня. Произведение Кастелланоса сочетает в себе венесуэльскую народную музыку и европейскую симфоническую традицию. Это созвучно главной идее Транссибирского Арт-фестиваля, который задумывался как мост между Востоком и Западом. С этой задачей организаторы справляются вот уже десятый год подряд. Так, в нынешнем сезоне принимали участие эстонский дирижёр Андрес Мустонен и его итальянский коллега Алессандро Кадарио, индийский скрипач Лакшминараяна Субраманиам и венесуэлец Мануэль Лопес-Гомес. Приехать на Транссибирский Арт-фестиваль и сыграть русскую музыку — таково было желание дирижёра.
Мануэль ЛОПЕС-ГОМЕС: «Музыка Чайковского была в моей жизни ещё с детства. Передо мной большая ответственность: я впервые дирижирую русской музыкой и сразу в России».
Венесуэльскую часть программы продолжил Концерт для скрипки с оркестром Чайковского. Шедевр русского классика с новосибирским оркестром Вадим Репин играл более тридцати лет назад. Состав за это время сменился и, как шутит виртуоз, заметно помолодел. С оценкой Лопеса-Гомеса Репин согласен и на щедрые слова не скупился: коллектив назвал любимым и поблагодарил за мощную поддержку. В сложнейшем скрипичном концерте это особенно важно.
Вадим РЕПИН: «Технически этот концерт один из самых сложных. Это не спринт, это концерт-марафон. Исполняя его, нужно быть в особой форме: физической, технической, сценической. А эмоционально — это один из самых выразительных концертов».
Мост между Востоком и Западом
«Нервничаю», — признавался виртуоз перед концертом. И не только из-за сложности шедевра, но и из-за зрителей в зале. Точнее одного и, пожалуй, самого главного — мамы — Галины Георгиевной Репиной, которая в нынешнем году празднует 75-летие. Именно ей Вадим Репин и посвятил исполнение, ведь сыграть Чайковского была её просьба. Маме, некогда безусловно посвятившей себя воспитанию юного виртуоза, стоя аплодировал весь зал.
Мост между Востоком и Западом
Выбор для финальной части вечера пал на Четвёртую симфонию Чайковского, созданную в тот же период, во время которого композитор написал Скрипичный концерт. «Первая великая русская симфония», как называют её сегодня, «подражание Пятой бетховенской», как уточнял сам композитор в письме к покровительнице Надежде фон Мекк — не самое жизнерадостное произведение для финала музыкального праздника, однако оправданное. Сочинение, родившееся из переживаний тяжёлого душевного кризиса и непонимания, как жить дальше, посвящено борьбе с роком и жестокой действительностью, стремлению к счастью. До Шестой симфонии оставалось 13 лет и композитор ещё не терял надежды: «Жить всё-таки можно», — резюмировал композитор содержание финала. Эти слова, как и Четвёртая симфония, сегодня звучат как никогда актуально.
Мост между Востоком и Западом
Сибирская часть Транссибирского Арт-фестиваля завершится 7 апреля в Барнауле, где Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр снова выступят вместе с Мануэлем Лопесом-Гомесом. Ещё два концерта пройдут в Москве. На сцену зала «Зарядье» 8 апреля выйдут Квинтет Игоря Бутмана и Лакшминараяна Субраманиам со своим коллективом, а в Концертном зале имени Чайковского 9 апреля Российский национальный оркестр вместе с Вадимом Репиным и дирижёром Алессандро Кадарио дадут столичную премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнёва.
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Никита Курочко; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов

Последние события

В Екатеринбурге готовят книжный фестиваль

Книжный фестиваль «Красная строка» пройдёт в Екатеринбурге с 23 по 25 августа. Участие примут более сотни издательств.

Оперный певец Геннадий Беззубенков отмечает 75-летие

Солиста Мариинского театра Геннадий Беззубенков празднует 75-летие. С днём рождения певца поздравил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

Постановку о молодом Горьком покажут в Театре Вахтангова

Театр Вахтангова 28 и 29 апреля представит премьеру спектакля по произведениям Максима Горького. Работа Павла Пархоменко «По Руси» рассказывает о молодости писателя и его творческом становлении.