«У Лукоморья дуб зелёный…»

Дата публикации: 5 апреля 2023

Московский государственный симфонический оркестр впервые выступает на Транссибирском Арт-фестивале. С собой коллектив привёз музыку Вебера, Листа, Пятую симфонию Чайковского, а также один из последних своих проектов — симфонический спектакль «Руслан и Людмила». Премьера кросс-жанровой постановки на стыке литературы и музыки состоялась в столичном зале Зарядье перед новым годом. Теперь очередь дошла до Новосибирска, где спектакль показали 4 апреля в Государственном концертном зале имени Каца.
«У Лукоморья дуб зелёный…»
Лукоморье, зелёный дуб и учёный кот на цепи — начало пушкинской поэмы общеизвестно, но пересказать сюжет сможет не каждый. В школе дальше знаменитого пролога не уходят. Понятно почему: довольно откровенные намёки, возмущавшие современников выпускника Царскосельского лицея, считываются и сегодня. Произведения Пушкина в полной мере раскрываются именно во взрослом возрасте, говорит актриса Дарья Мороз. В постановке она отвечает за художественное слово: «Там очень ироничный современный язык, как и всё у Пушкина. Циничный, жёсткий, конкретный, с большой иронией и большим юмором. Поэма наполнена большим количеством действий. Событийный ряд даёт крутую динамику повествования. Она почти клиповая, то бишь очень комфортная для нашего современного сознания».
«У Лукоморья дуб зелёный…»
Клиповость сохраняется и в музыкальной подборке, призванной иллюстрировать поэму. По словам художественного руководителя МГСО Ивана Рудина, музыка должна помочь слушателю лучше представить события «Руслана и Людмилы». В помощь Пушкину взяли музыку примерно десяти композиторов: «Когда говоришь „Руслан и Людмила“, все сразу думают „взяли Пушкина и Глинку“. А вот и ничего подобного. Из оперы „Руслан и Людмила“ у нас звучит практически один номер. Всё остальное к опере не имеет никакого отношения».
«У Лукоморья дуб зелёный…»
Выходит музыкальный калейдоскоп, который по вкусу далеко не каждому: Брамс, Дворжак, Вивальди, Чайковский, Прокофьев и не только. С одной стороны, можно послушать классические хиты и испытать радость узнавания, с другой — взыскательный слушатель наверняка заскучает: соседство некоторых произведений с поэмой порождают в сознании конфликты. Собрать воедино замысел Пушкина и композиторов, считать подачу Дарьи Мороз и при этом не потеряться на огромном экране с живыми картинками — задача непростая. Однако у подобных проектов есть важная миссия, которую часто упускают из виду. Особо понравившейся музыкальный фрагмент способен подвигнуть на повторное посещение концертного зала, где можно целиком насладиться Девятой симфонией Дворжака или Венгерскими танцами Брамса. В крайнем случае можно дома открыть поэму «Руслан и Людмила» и самому узнать, о чём же там писал Пушкин.
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Никита Курочко; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов

Последние события

Поиск новых форм

В Мюнхенской высшей школе музыки ищут новые формы подачи академической музыки. Для этого там организовали конкурс, инициатором которого стала профессор Соня Штиби.

Благотворительный концерт «Неравнодушное искусство»

VII благотворительный концерт в поддержку детей с онкологическими заболеваниями состоится 1 июня в Каменноостровском театре в Петербурге.

Мария Гулегина получила премию имени Марчеллы Поббе

Сопрано Мария Гулегина удостоена Международной оперной премии имени Марчеллы Поббе, присуждаемой властями итальянского города Виченца.