Оценить неуловимое

Дата публикации: 24 марта 2023

На пятой Всероссийской выставке скрипичных мастеров в Санкт-Петербурге 23 марта состоялось главное событие — двойное слепое прослушивание. Оно прошло в Шереметевском дворце – Музее музыки и было призвано выбрать лучшую мастеровую скрипку. Обычно скрипки оценивают друг за другом по бальной системе, но организаторы предложили новую для нашей страны методику. В её основе — исследования учёной Клаудии Фриц, которая изучает акустику скрипки и психоакустику восприятия звука. Как утверждает Клаудия, человек способен удерживать в памяти около семи предметов или образов, а оценивать похожие предметы лучше всего в паре. Методика действительно упрощает выбор, соглашаются члены жюри. Но это всё равно непростая задача, говорит участник оценочной комиссии, дирижёр Аркадий Штейнлухт: «Мне всегда очень трудно отделить звучание инструмента от исполнителя. Я встречал в своей практике одного скрипача и одного виолончелиста, которые играли на фанерных инструментах, но они прекрасно звучали. И скрипач мне как раз и говорил, что дело не в скрипке, дело в скрипаче».
Двойное слепое прослушивание претендует на беспристрастность оценивания. Эксперты-слушатели, а это профессиональные музыканты и педагоги, толком не видят инструмент: скрипач играет за полупрозрачной ширмой. Но скрипку не видит и сам музыкант. Солисту Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Илье Козлову пришлось играть в затемнённых очках: «Если скрипка сделана хорошо, это сразу бросается в глаза. Но самого по себе звука недостаточно. На скрипке должно быть удобно играть».
Оценить неуловимое
Оценивают скрипки по четырём критериям: чистота звука, богатство звука, приятность звучания для слуха, наполнение зала. У Ильи Козлова последний пункт заменяет удобство игры. Сравнивать есть с чем: в прослушиваниях принимают участие 20 скрипок. «Вторая-третья и уже замыливается сознание, — говорит солист. — Вообще искусство игры на скрипке — это очень субъективное понятие. Каждый открывает для себя что-то своё. Для кого-то инструмент хорош, потому что он „гудит“, другому нравится негромкий инструмент и концентрированное звучание. У каждого свой критерий оценки».
С этим согласен возглавляющий жюри скрипач, художественный руководитель ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» Михаил Гантварг: «Я думаю, что самое объективное мнение будет у Ильи. Когда гонщик садится в автомобиль, то со стороны кажется, что едет машина прекрасно. А когда вы сами садитесь за руль, то понимаете разницу. Сравнение натянутое, но что-то в этом есть».
Оценить неуловимое
Двойное прослушивание может создать видимость состязания между скрипичными мастерами. Но задачи столкнуть их нет. Скорее наоборот — привлечь внимание к их работам, помочь мастерам получить признание от самих музыкантов. На это надеется реставратор, скрипичный мастер и художественный руководитель выставки Рафаил Ароев: «Это не конкурс самих мастеров друг с другом. Мы хотели отстранить мастеров от оценивания, чтобы скрипки послушали профессиональные музыканты, чтобы они выделили ту скрипку, которая им самим нравятся».
Лучшие скрипки двойного слепого прослушивания будут звучать на концертах, которые входят в программу Всероссийской выставки скрипичных мастеров. Возможность испытать современные инструменты на деле будет у музыкантов камерного оркестра «Дивертисмент», ансамбля «Рапсодия» и камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Сама выставка будет работать в Шереметевском дворце — Музее музыки до 16 апреля.
текст — Никита Курочко; фотографии — Вероника Жукова, Никита Курочко

Последние события

Шорт-лист премии «Чистый звук»

Опубликован короткий список участников Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук, учреждённой Российским музыкальным союзом.

Новый образовательный проект для молодых исполнителей

Ольга Любимова и Хибла Герзмава обсудили образовательный проект для молодых исполнителей. Курс рассчитан на 1,5-2 месяца интенсивной подготовки. По окончании курса планируется концерт или спектакль.

Конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдёт в Москве

VII Международный музыкальный конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдет в Москве с 28 апреля по 1 мая. Вокалисты из 15 стран исполнят песни о Великой Отечественной войне в год 80-летия Победы.

Поиск по сайту