Стать вторым Страдивари
Дата публикации: 23 марта 2023
Зачем скрипичным мастерам собираться вместе? Ответ на этот вопрос — на пятой Всероссийской выставке скрипичных мастеров, которая начинает работу в петербургском Шереметевском дворце — Музее музыки. Там посетители могут увидеть современные отечественные скрипки и узнать, как их делают, музыканты — опробовать их, оценить звучание и даже купить, а сами мастера — поделиться опытом с коллегами. В программе: конференция, мастер-классы, концерты и двойное слепое прослушивание, призванное определить лучший инструмент. Но главное — это наведение мостов между скрипичными мастерами и обсуждение проблем отрасли. Их хватает: на скрипичного мастера негде выучиться, самой профессии официально не существует, многие мастера не раскрывают тайны производства, а некоторые сетуют, что музыканты до сих пор предпочитают зарубежные инструменты, хотя наши, что подтверждают даже в Италии, не уступают по качеству. Не Страдивари, конечно. Но гениальные скрипки итальянцев до сих пор невозможно превзойти. Говорят, великие скрипки весят примерно 350 граммов. А современные — 400-420. Малозначительные детали для обывателя оборачиваются камнем преткновения для истовых последователей своего дела, которые тратят годы на поиски «формулы успеха» и непревзойдённого звучания.
«Каждый мастер себя считает неповторимым художником и стремится к эталонам. Стремится в сторону Страдивари и Паганини, потому что они символы мировой успешности. Поэтому делиться секретами нет никакого смысла. Даже ученикам передавать своё мастерство очень трудно, ведь ученики разного таланта и уровня», — говорит хранитель музыкальной коллекции Шереметевского дворца Владимир Васильевич Кошелев.
Тайны тайнами, а объединяться приходится. Вовсе не для того, чтобы собрать «скрипичную артель» из уникальных мастеров, но чтобы вывести себя из тени. Помочь мастерам открыться может законодательство, добавляет Владимир Васильевич: «Как заниматься своим трудом, как поддерживать уровень своей жизни и своей семьи, если у тебя нет профессии, если этой профессии не существует. Значит надо иметь какую-то ещё профессию, где ты зарабатываешь. А скрипичное дело будет любительством? Без вхождения в общий реестр профессий успеха не стоит ждать. В том числе и поэтому мастера закрытые. Не хотят себя афишировать. Некоторые инструменты на выставке без этикеток. Это значит, что мастер анонимный».
Пример открытости — реставратор и скрипичный мастер Рафаил Ароев, который также выступает в качестве художественного руководителя выставки: «Не все мастера закрытые. Некоторые готовы делиться информацией. Сейчас идёт тенденция, чтобы раскрывать информацию. Может потому, что мастеров в России очень мало и хочется сохранить эту традицию, передавать опыт из поколения в поколение. Но проблема в том, что нет никакой материальной школы, где обучают мастеров. Школа есть — она в головах и руках мастеров, но заведения нет. Мастера учатся из уст в уста».
Надежда на вузы. К примеру, на РАМ имени Гнесиных, где должен появиться курс подготовки мастеров музыкальных инструментов. Сами мастера признают, что процесс не быстрый. Что войдёт в стандарт по ремонту и обслуживанию струнных, что мастер должен уметь, будет ли обучение на бюджетной основе? И будут ли знакомить новое поколение с современными технологиями? Уже действующие мастера отзываются о них положительно. 3D-моделирование и станки ЧПУ позволяют делать заготовки, что экономит время: мастеру остаётся заниматься лишь тонкой настройкой. Новые технологии, уверен Рафаил Ароев, также позволят удешевить мастеровую скрипку, а значит — сделать её доступнее для музыкантов. Сейчас на изготовление одного экземпляра уходит более двух месяцев. Но пока что никакие станки не могут дать результатов, приближающих скрипку к заветной Страдивари. Это по-прежнему упорнейший труд. Один из мастеров — Михаил Давыдович Горонок, чтобы добиться лучшего звучания, может разобрать уже готовую скрипку после её полного высыхания. А это ни много ни мало два года работы.
Пока мастера ищут свой «философский камень», мы можем сравнить их работы с шедеврами прошлых веков. Хотя бы визуально: в Шереметевском дворце находится одна из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов. Есть и Страдивари. Совсем рядом с залом, где представлены современные скрипки. Увидеть их можно будет до 16 апреля.
текст — Никита Курочко; фотографии — Вероника Жукова
Последние события
Эрмитаж посвятит Пушкину мультимедийное шоу
Мультимедийное шоу, которое ежегодно проходит на Дворцовой площади в Петербурге в Дни Эрмитажа, в этот раз будет посвящено Александру Сергеевичу Пушкину.
«Двенадцать месяцев» в НОВАТе
Премьерные показы оперы-сказки Сергея Баневича «Двенадцать месяцев» пройдут в Новосибирском театре оперы и балета 7 и 8 декабря. Над постановкой работает главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев.
Гала-концерт фестиваля «Свет Христов»
Гала-концерт лауреатов III Патриаршего Международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» состоится в Храме Христа Спасителя 2 декабря.