Весь этот джаз с Андресом Мустоненом
Дата публикации: 21 марта 2023
За десять лет своего существования Х Транссибирский Арт-фестиваль стал знаковым событием для нашей страны — во многих городах состоялись десятки концертов, выставок, мастер-классов, кинопоказов, прошло около трех десятков музыкальных премьер — российских и мировых. Для участия в фестивале в Сибирь приезжали и продолжают приезжать выдающиеся артисты и коллективы из разных стран и городов нашей страны. Транссибирский Арт-фестиваль продолжает строить культурные мосты.
Одна из особенностей этого фестиваля — его многогранность и многоликость. В его программах — спектакли, художественные выставки, документальные фильмы и, конечно, концерты, в которых звучит музыка разных эпох и стран, стилей и жанров. Масштабные симфонические концерты сменяются изысканными камерными, хоровая духовная музыка соседствует с золотыми джазовыми стандартами.
19 марта, завершив серию концертов в Красноярске и нескольких городах Новосибирской области, Х Транссибирский Арт-фестиваль вернулся в Новосибирск, чтобы в ГКЗ имени А.Каца окунуться в волны джаза. Настоящим и радостным открытием не только для публики, но и для многих исполнителей стало то, что во главе этого действа встал выдающийся музыкант Андрес Мустонен, которого российская публика знает, прежде всего, как дирижера и скрипача, исполнителя старинной и современной музыки, и поэтому появление в программе произведения Арво Пярта Коллаж на тему B-A-C-H было вполне предсказуемо: маэстро исполнял его неоднократно, в том числе и в присутствии автора, с которым дружен многие годы. Созданное в 60-е годы ХХ века, это произведение и сегодня актуально — в нем и поиски нового пути, и попытки осознания своего места в мире, и обращение к великому искусству Баха, и отрицание, отчаяние, и «взгляд в небеса». Для композитора это произведение стало поворотным в его судьбе — вслед за ним последовало восьмилетнее молчание, наполненное духовными поисками и глубоким изучением старинной музыки, в результате которых родился тот стиль, который и сегодня определяет облик самых известных сочинений Арво Пярта — стиль tintinnabulum (от латинского «колокольчик). Нынешнее исполнение этого сочинения Новосибирским оркестром под управлением маэстро Мустонена я бы рискнула назвать эталонным — настолько точно оркестр реагировал на жесты дирижера, таким совершенным был баланс всех групп, такими мгновенными были переключения от современных жестких звучаний к баховскому благозвучию. После концерта маэстро прокомментировал совместную работу с оркестром:
МУСТОНЕН: Здесь в Новосибирске я не впервые, с новосибирскими музыкантами я встречаюсь как с друзьями. После нашей генеральной репетиции я сказал оркестру, что обычно дирижеру требуется повторять свои пожелания музыкантам два-три раза, а новосибирцам достаточно только одного, причем они готовы мгновенно делать каждый раз по-разному, ведь я всегда ищу наиболее правильный стиль в музыке.
Этот концерт развивался по законам джаза — с его мгновенными переключениями и непредсказуемыми контрастами, с лирическими отступлениями и взрывами энергии. В целом же, программа концерта, как сказал маэстро, оказалась «исторической», все произведения — и Рапсодия в стиле блюз Гершвина, и Джазовая сюита Цфасмана, виртуозно и с блеском исполненные пианисткой Екатериной Мечетиной, и импровизации на темы Луи Армстронга, Глена Миллера, Эдуарда Артемьева и Хоакина Родриго, представленные Вадимом Эйленкригом вместе с его командой Eilenkrig Crew и новосибирским оркестром, были написаны в середине ХХ века. Впрочем, как считает маэстро, концертный зал — «это не музей с пыльными экспонатами, музыка должна быть живой, актуальной, в ней должна быть вибрация, при этом не важно, когда она написана — в ХVIII веке или в ХХ, барокко это или джаз».
Эта живая яркая энергия пронизывала весь концерт — равнодушных в зале не было, маэстро заряжал и заражал ею и слушателей, и исполнителей.
Екатерина Мечетина после концерта — о том, как она чувствовала себя на этой джазовой волне:
МЕЧЕТИНА: Замечательно! Это для меня большая редкость — я не импровизатор, но как мы сегодня с маэстро, на какую волну драйва попали! Я такое первый раз в жизни испытывала, удивительная синергия получилась. Он такой веселый, он такой энергичный, мне казалось, искры летели, такие фейерверковые искры. Мы с ним играли первый раз, познакомились прямо здесь, и было так радостно, что можно заниматься музыкой для полного кайфа. В каждой музыке живет джаз. Ведь и Бах для своего времени был очень зажигательным, да он и сегодня живее всех живых. Джаз — это ведь состояние души, это то, к чему мы всю жизнь стремимся, чтобы почувствовать ту волну, которая нас несет, приподнимает над действительностью. Так что — да, в каждой музыке джаз должен быть!
И он был — до самой последней секунды этого концерта, наполненного горячей энергией творчества таких разных музыкантов, к которым в финале присоединился и Вадим Репин. И грянул Чардаш Монти — скрипка, труба, джаз-бэнд, симфонический оркестр, неукротимый маэстро Мустонен! Пожалуй, такое возможно только здесь, на Транссибирском фестивале, который не устает и удивлять, и радовать.
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Ольга Кордюкова; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов
Последние события
«В храм искусства и музыки пришла политика»
Ильдар Абдразаков впервые прокомментировал отмену спектаклей со своим участием в неаполитанском театре Сан-Карло. «Я верю, что смогу встретиться со своей аудиторией по всему миру», — заявляет бас.
«Петергоф» закрывается из-за непогоды
Парки «Петергофа» закрыли из-за сильного ветра. Сегодня, 25 ноября, не получится посетить Нижний парк, парк Александрия и парк Ораниенбаум, которые входят в состав музея-заповедника.
Ставка на «Щелкунчика»
Большой театр начнёт продажу билетов на «Щелкунчика» 2 декабря. Купить билеты на главную зимнюю сказку можно будет только онлайн. Часть билетов реализуют с помощью аукциона.