Х Транссибирский Арт-фестиваль

Дата публикации: 21 марта 2023

За 10 лет существования Транссибирского Арт-фестиваля возникло немало традиций — это премьеры новых сочинений, российские и мировые, участие выдающихся артистов и музыкальных коллективов, мастер-классы звезд, и, конечно, самые разные концертные программы — симфонические, хоровые, камерные. Одна из таких программ — «Вадим Репин и друзья», когда на сцену вместе с арт-директором фестиваля скрипачом Вадимом Репиным выходят его коллеги и друзья — известные музыканты и восходящие звезды для исполнения камерных произведений. Почему так важна именно «камерная составляющая» на фестивале, что это для самого Вадима Репина и его коллег — удовольствие, радость от совместного музицирования, возможность познакомить публику с неизвестными сочинениями и новыми солистами? Ответ Вадима Репина на этот вопрос поначалу кажется весьма прозаическим, но лишь поначалу:
РЕПИН: Все понемножку, все в комплексе. Камерная музыка не продается так, как симфонический оркестр, что-то помпезное или даже сольный концерт. К сожалению, такая тенденция везде, на всей планете. Мы изо всех сил добиваемся, чтобы этот камерный проект был одним из важнейших событий фестиваля, и поэтому во многих городах мы даже не соглашаемся выступать без камерной музыки. Но, конечно, это и огромное удовольствие — играть эти камерные ансамбли, это нечто экстраординарное, что трудно выразить словами.
Х Транссибирский Арт-фестиваль
20 марта в камерной программе вместе с Вадимом Репиным участвовали маститые музыканты, его давние партнёры по сцене — виолончелист Александр Князев и пианист Вадим Руденко, а также молодые звезды — скрипачка Елена Таросян, арфистка Александра Тихонова и альтист Илья Тарасенко. Интересно, что двое из них — Елена Таросян и Илья Тарасенко — тесно связаны с Новосибирском. Их музыкальная биография начиналась именно в этом городе: Елена окончила колледж при Новосибирской консерватории, а Илья — выпускник этой консерватории. В программе концерта доминировала французская музыка — прозвучала Фантазия для скрипки и арфы Сен-Санса (солисты Вадим Репин и Александра Тихонова), Скрипичная соната Франка в авторской версии для виолончели и фортепиано (исполнители Александр Князев и Вадим Руденко), Фортепианный квинтет Франка, а также Кантилена и Скерцо для арфы и струнного квартета современного итальянского композитора Джан Карло Менотти. Импульсом к созданию такой программы и ее центром стало произведение Франка. Вот что об этом говорит Вадим Репин:
РЕПИН: Квинтет Франка — действительно ключевое произведение программы. Выучить его меня уговорил пианист Николай Луганский, мы даже его прошлым летом в Германии один раз исполнили вместе. Я раньше эту музыку слышал, но никогда серьезно ее не изучал, не смотрел ноты. Для меня музыка Квинтета стала большим открытием. Конечно, захотелось продолжить «французскую тему», и так родилась идея с участием арфы. Фантазия Сен-Санса — для меня премьера, я много лет мечтал сыграть это произведение, и это, наконец, произошло. Получилась программа с таким французским флёром. Менотти — конечно, исключение, но это своего рода «мостик» к арфе, поскольку в его произведении она солирует, и там есть развернутая и шикарная каденция арфы. Хотелось показать, что это самодостаточный сольный инструмент, а не только эпизоды арпеджио в оркестровой или в балетной музыке. В результате сложилась неожиданная необычная, со своими акцентами и «мостиками» программа.
Х Транссибирский Арт-фестиваль
В этой программе действительно было немало необычного: например, поистине волшебное, немного таинственное сочетание тембров скрипки и арфы в Фантазии Сен-Санса и гордое доминирование арфы на фоне струнного квартета в произведении Менотти; страстный диалог виолончели и фортепиано в Сонате Франка — в антракте новосибирская публика увлеченно обсуждала отличие виолончельной и скрипичной версии этой сонаты, отдавая предпочтение именно виолончельной (возможно, благодаря вдохновенному исполнению Александра Князева?); и, конечно, исполнение масштабного и экспрессивного Квинтета Франка, который совсем не часто появляется на концертных афишах. Глубокое содержание, изысканность и красота, предельная эмоциональность — такой запомнилась эта программа. И, конечно, совершенным ансамблем выдающихся солистов, которые своим исполнением подарили публике (наверное, и себе тоже!) несколько часов настоящего счастья.
Кстати, эту же камерную программу очень скоро услышит и московская публика — 25 марта она прозвучит в Концертном зале имени Чайковского. Транссибирский Арт-фестиваль верен себе — традиция построения культурных мостов продолжается.
Х Транссибирский Арт-фестиваль
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Ольга Кордюкова; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов

Последние события

«В храм искусства и музыки пришла политика»

Ильдар Абдразаков впервые прокомментировал отмену спектаклей со своим участием в неаполитанском театре Сан-Карло. «Я верю, что смогу встретиться со своей аудиторией по всему миру», — заявляет бас.

«Петергоф» закрывается из-за непогоды

Парки «Петергофа» закрыли из-за сильного ветра. Сегодня, 25 ноября, не получится посетить Нижний парк, парк Александрия и парк Ораниенбаум, которые входят в состав музея-заповедника.

Ставка на «Щелкунчика»

Большой театр начнёт продажу билетов на «Щелкунчика» 2 декабря. Купить билеты на главную зимнюю сказку можно будет только онлайн. Часть билетов реализуют с помощью аукциона.