Опера «Трубадур» — музыка света в тёмном царстве

Дата публикации: 19 января 2022

«Трубадур» Верди — безусловный оперный бестселлер и яркий пример того, как несуразное либретто с кутерьмой бессвязных мизансцен остаётся в тени гениальной музыки. Первое представление героико-романтической драмы состоялось в римском театре «Аполло». Публика в переполненном зале долго бисировала, рискуя не попасть домой из-за грозового ливня и вышедшей из берегов реки Тибр. С высокой эмоциональной ноты и началось 19 января 1853 года триумфальное шествие «Трубадура» по мировым подмосткам.
Опера «Трубадур» — музыка света в тёмном царстве
Во время подготовки к премьере Верди не волновали капризы январской погоды. Он был озабочен отсутствием в городе труппы с первоклассными вокалистами, способными справиться с труднейшими партиями. Партитура держалась на голосах четырёх главных героев, получивших роскошные и запоминающиеся мелодии в сольных номерах. Прошедшие отбор артисты, к счастью, блестяще справились с возложенной на них нелёгкой миссией — завоевать внимание зала певческим мастерством. Публика полностью отключилась от безнадёжно запутанного сюжета и ходульных сцен, разыгрывающихся в основном ночью. Лучами света в тёмном царстве стали выходы тенора Манрико — трубадура и доблестного воина. А также его соперника на всех фронтах, любовном и боевом, младшего графа ди Луны, звучащего баритоном. Внимание зрителей заслужила и сопрано принцессы Леоноры — объекта притязаний обоих мужчин. Наконец, огонь страсти в сердцах меломанов зажгло каноническое меццо коварной цыганки Азучены. Её образ привлекал и самого Верди. Найдя подходящую кандидатуру для ключевой роли, маэстро с облегчением выдохнул в ожидании грандиозного показа нового опуса.
Опера «Трубадур» — музыка света в тёмном царстве
Музыка, написанная меньше чем за месяц, сплошь состояла из шедевров. Среди них — ария ди Луны, а также кабалетта Манрико. Божественно-трогательный хор Miserere окончательно примирил Верди с неудачным либретто. Его пишет проверенный творческий партнёр композитора Сальваторе Каммарано, но он внезапно умирает. По оставленным наброскам работу завершает никому не известный в литературных кругах венецианец Леон Бардаре. Но адаптировать к оперной сцене «кровавую» пьесу молодого испанского драматурга Гутьерреса не получается. Она изначально была перегружена интригами, отсылающими в 15 век. Верди заказывал триллер с политическим подтекстом, а на выходе получил любовную драму с зашкаливающим эмоциональным фоном. Публике итоговая версия понравилась, и вот уже 170 лет название оперы не сходит с афиш.

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.