Звучащий музей отметил юбилей

Дата публикации: 30 ноября 2022

Российский национальный музей музыки отметил 110-летие гала-концертом в Большом зале Московской консерватории. Юбилейный год оказался очень плодотворным, считает генеральный директор музея Михаил Брызгалов:
«Мы сделали выставку, посвященную столетию российского джаза, выставку „Кто такие композиторы“, а также несколько проектов, посвященных Сергею Васильевичу Рахманинову. В следующем году они поедут по всей нашей стране. Много было просветительских проектов для взрослых, детей, всей семьи — интенсивно работали, а этим концертом мы завершаем юбилейный год».
Место для проведения праздничного гала-концерта выбрали неслучайно — именно в Московской консерватории век назад и начала формироваться будущая коллекция Музея музыки. Неудивительно, что музыкальный вуз и музыкальный музей связывает многолетнее сотрудничество, договор о котором в очередной раз продлили в день юбилейного вечера. По плану, музей предоставляет студентам МГК инструменты из своей коллекции для выступлений на конкурсах, а молодым исследователям — доступ к архивам и ценным документам.
В обширную программу гала вошла преимущественно русская музыка: Чайковский, Рахманинов, Танеев, Голованов. Начали тоже с неё. Концерт открыл свиридовский вальс из «Метели» в исполнении «Вивальди-оркестра».
Оригинально построили конферанс, вплетя в него хроникальные видеоряд, факты и элементы театральности. Так ведущая вечера Нонна Гришаева превратилась в смотрительницу музея, а её коллега по сцене и ведущий радио «Орфей» Алексей Барабанов интеллигентно и в то же время эмоционально рассказывал об истории музея и представлял исполнителей. Представлять было кого: Александр Князев, Павел Милюков, Филипп Копачевский, Вадим Руденко, Александр Гиндин, Дмитрий Певцов, а в финале — Екатерина Мечетина.
Нетривиально выступили солисты проекта «Басы XXI века» — в сопровождении камерного оркестра, бубна и с шаляпинской песней «Вдоль по питерской».
Ортодоксальный нью-орлеанский джаз — композицию Basin Street Blues — зажигательно исполнили Мариам Мерабова и фонограф-джаз-трио Сергея Жилина. От души похулиганили музыканты и с каноническим «Ноябрем» Чайковского, представив его в темпераментной джазовой обработке.
Музыка звучала даже в перерыве. В фойе БЗК можно было увидеть и услышать терменвокс и фисгармонию, принадлежавшую Рахманинову.
Второе отделение целиком отдали коллективам радио «Орфей»: Симфоническому оркестру под управлением Сергея Кондрашева и академическому большому хору «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, — которые вместе с солистами после джазовой коды первого отделения вновь вернули вечер к звучанию русской музыки.
Концерт получился легким, разнообразным и познавательным. Неофиты от академической музыки не устали от обширной программы, а знатоки и ценители насладились выступлениями именитых музыкантов и звучанием исторических инструментов.
Поздравить Национальный музей музыки с юбилеем пришла телеведущая Оксана Фёдорова:
«Здесь собрана одна из лучших коллекций в мире, много редких музыкальных инструментов. Много съемок нашего проекта „Моя Россия: музыкальное путешествие“ мы провели вместе с Музеем музыки.
Я с огромным удовольствием поздравляю этот музей, желаю ему развития и прекрасных проектов. Следующий год будет годом Шаляпина, и я знаю, что они готовят нечто грандиозное».
Текст: Наталия Сергеева
Фото: smotrim.ru

Последние события

В «Современнике» отметят 90-летие со дня рождения Игоря Кваши

Московский театр «Современник» представит премьеру документального спектакля «Эт самое… Кваша» и откроет выставку, посвящённую одному из основателей театра, актёру Игорю Кваше.

Петербург признан музейной столицей России

Петербург занял первое место в рейтинге самых музейных городов России, набрав 68% голосов. На втором и третьем местах — Москва и Севастополь, об этом сообщает пресс-служба министерства культуры РФ.

Марафон Прокофьева в Будапеште

Традиционный музыкальный марафон, который в этом году будет посвящён творчеству композитора Сергея Прокофьева, пройдёт 4 февраля в Будапеште под девизом «Один день, один композитор, 13 концертов».