Римский-Корсаков. Опера «Садко»
Дата публикации: 7 января 2023
Кажется, сама судьба велела Римскому-Корсакову создать оперу, полную морских зарисовок. Бывший офицер флота, посетивший множество стран, как никто другой из композиторов знал водную стихию. Её образы можно обнаружить в разных сочинениях русского классика, но в «Садко» он сделал невероятное: пробился сквозь толщу морской глади и показал завораживающее своей красотой сказочное подводное царство. В этом сочинении также нашла место любовь композитора к фольклору, а сама опера по праву получила признание как пример русского музыкального эпоса.

Древнерусская былина «Садко» увлекала Римского-Корсакова ещё в молодости. Легенду о новгородском гусляре, который стал купцом и прославил свой город, 23-летний композитор воплотил в одноимённой симфонической картине. Но спустя 27 лет Николай Андреевич возвращается к увлекательным странствиям Садко, чтобы в этот раз написать оперу. Он готовился к ней очень тщательно: консультировался с идеологом «Могучей кучки» Владимиром Стасовым, друзья — Николай Штруп и Василий Ястребцев — помогали разрабатывать план либретто, а на финальном этапе к работе подключился знаток старины Владимир Бельский. В итоге получилась монументальная «опера-былина».
Не все разглядели в ней будущий шедевр. В 1896 году Римский-Корсаков предложил оперу Мариинскому театру, но дирекция сочла произведение слишком сложным, а окончательный приговор вынес император Николай Второй. Он лично вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».

Но премьера всё же состоялась. Спектакль увидел свет 7 января 1898 года в Москве, на сцене театра Солодовникова. А поставила его частная оперная труппа Саввы Мамонтова. Зрители наслаждались не только великолепными декорациями Константина Коровина, но и талантом Фёдора Шаляпина, который исполнил песню Варяжского гостя, ставшую одним из коронных номеров оперы. В тот вечер раскрылся ещё один талант — Надежды Забелы-Врубель, блиставшей в роли Волховы. Большую популярность получила её колыбельная. В восторге зрители были и от Садко, песни которого выделялись «былинным речитативом». Критики, побывавшие на премьере, кажется, сошлись в едином мнении. «Пути гения неисповедимы! Идите слушать „Садко“», — писали рецензенты. И публика пошла. Сначала в Мариинку, где её поставили через несколько лет, потом и в Большой театр. Красочный спектакль стал одной из визитных карточек главной сцены страны и остаётся на ней по сей день.
Последние события
На Красной площади наградили юных чтецов
На Книжном фестивале «Красная площадь» наградили лауреатов конкурса юных чтецов «Живая классика». Ими стали школьники в возрасте от 10 до 17 лет.
Современные мультсериалы переведут на жестовый язык
Союзмультфильм переведёт часть современных мультсериалов на русский жестовый язык. Так, в список войдут ленты «Монсики», «Тайны медовой долины», а также новые серии «Простоквашино».
В Минкультуры России рассказали о поддержке арктических культурных площадок
Минкультуры России планирует оснастить инструментами и литературой 17 детских школ искусств и колледжей в Арктической зоне. Современное оборудование также установят в 8 театрах.