Добрая новогодняя сказка

Дата публикации: 11 ноября 2022

Первая за четыре года премьера в Государственном Кремлёвском дворце — балет по роману Виктора Добросоцкого «Продавец игрушек» поставил Андрей Петров.
Роман Добросоцкого, основанный на реальных событиях, проверен временем. Он не впервые получает сценическое воплощение. Уже есть опера и мюзикл, а еще фильм с Пьером Ришаром. Черёд балета пришел в ноябре 2020 — постановку Петрова на музыку Алексея Шелыгина (он же написал музыку для одноименной оперы) представили в Воронежском театре оперы и балета. В российскую столицу же спектакль добрался только два года спустя.
Добрая новогодняя сказка
Хореография Петрова классична и изящна. Героини виртуозно крутят фуэте и стабильно выдают техничные полётные па, а романтические па-де-де с поддержками неизменно вызывают шквал аплодисментов.
Легкая танцевальная музыка Алексея Шелыгина создаёт ощущение праздника и бесконечного движения. Есть здесь и полетный вальс снежинок, добрый мажорный, в лучших традициях жанра. А когда начинается темпераментное танго в чайной с кастаньетами, кажется, еще мгновенье, и на сцене появится Кармен.
Впрочем, назвать партитуру сугубо прикладной не повернётся язык — здесь, как и в сюжете, своя драматургия и развитие, и даже можно нащупать систему лейттембров и лейттем. Музыка одновременно и танцевальна, и кинематографична — колоссальный опыт в написании саундтреков композитором даёт о себе знать буквально в каждом номере.
Симфонический оркестр радио «Орфей» под руководством Сергея Кондрашева играет уверенно и технически бодро — любо-дорого слушать. Каждое соло на месте, при этом сохраняется цельность звучания.
Новогодняя история Добросоцкого-Шелыгина-Петрова стала бескрайним раздольем для художников. Красочные объемные декорации Григория Белова изображают то разноцветную витрину магазина игрушек, то заснеженный новогодний центр Парижа, Петербурга, то музейные залы, то старинную усадьбу. Сценография, в которой есть и свет, и видео, погружает зрителей в атмосферу действия, раскрывая и характеры персонажей, и смысл происходящего — в общем-то, и с либретто знакомиться не обязательно. Художник не зря оформлял «Кремлевские ёлки» — в «Продавца игрушек» он вложил весь свой многолетний опыт и мастерство.
Яркие стильные костюмы танцоров, созданные Ольгой Полянской, созвучны по настроению сценографии. В спектакле нашлось место и красочным кукольным нарядам, и строгим пальто сыщиков, и современным костюмам, и даже лыжам с самокатом.
В итоге получилась сказочная новогодняя история, финал которой разворачивается на зимней Красной площади — вокруг огни, ёлка, праздник. Есть все шансы, что «Продавец игрушек» уже в этом сезоне станет достойной альтернативой любимому и традиционному «Щелкунчику» — спектакль с интересом посмотрят и дети, и взрослые.
Наталия Сергеева
Фото: kremlinpalace.org

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.