Петя, фолк и лихо танцующий хор

Дата публикации: 9 ноября 2022

Премьера мюзикла «Петя и фолк. Тайны миров» в постановке Алексея Франдетти прошла в Театре на Таганке.
Впрочем, назвать увиденное и услышанное мюзиклом в привычном понимании сложно — слишком много оригинального, выходящего за границы жанра. Вместо традиционных заигрываний с джазом и эстрадой, характерных для американских мюзиклов, московский композитор Андрей Зубец обращается к славянскому фолку, умело вкрапляя в музыкальную ткань спектакля рэп, рок, симфонизм и ту же эстраду. Получилась объемная, многогранная партитура, которую сценически воплотили солисты Александр Казьмин и Юлия Дякина, Академический хор русской песни радио «Орфей» и Академический Большой симфонический оркестр имени Силантьева, записавший партии заранее для фонограммы.
Петя, фолк и лихо танцующий хор
Решение не сажать целый оркестр в яму (которой в Театре на Таганке попросту нет) — более чем правильное. На сцене стремительно происходит столько всего, что еще один коллектив однозначно переведет действо в разряд тяжеловесов.
«Я боялся, что в записи музыкальные пласты — оркестр, солисты, хор, электронный бас — потеряются, не будут слышны, но прописано всё очень грамотно и профессионально. Я преклоняюсь перед музыкантами, потому что они, помимо любви к своему делу, обладают еще и чуткостью. Они понимают, в какой момент что нужно делать, как вести себя на записи, как наполнить фактуру звучанием, чтобы не мешать тем, кто будет петь — мы же писали оркестр отдельно. Это всё необычно и интересно», — делится закулисной кухней дирижер Денис Кирпанёв.
Петя, фолк и лихо танцующий хор
Главным движком всего действа в этом спектакле по праву можно назвать хор, который зачастую напоминает шикарно поющий многоголосье кордебалет (интересно, такое в театре вообще существует?). Танцевать приходится лихо, много и отнюдь не простые элементы. И здесь большая заслуга хореографа Андрея Глущенко.
«Мне повезло, хор сразу активно включился в игру „Изучение хореографии и танцевальной лексики“. Поначалу им, думаю, было боязно.
На одном из технических совещаний я заявил, что у меня будут танцевать все. Мне ответили, что ничего не получится. Но я был упрям, сказав, что у меня всегда всё получается. Так что повернуть назад не было шансов. И здесь сработал не мой талант, а тандем — ребята очень помогли. Чудес не бывает, бывает работа, и работа была проделана хором колоссальная», — рассказывает хореограф.
С ним согласен музыкальный руководитель проекта, главный хормейстер Хора русской песни радио «Орфей» Андрей Азовский:
«Для нас всех огромное событие сегодня — премьера этого проекта. То, что было задумано еще полгода назад, казалось почти невозможным для Академического хора русской песни. Представьте себе народный коллектив со своей историей, корнями, и тут вдруг современное искусство, пусть и на народные темы. Это интересно. Ребята раскрылись, окунулись во что-то абсолютно новое и сделали, как мне кажется, почти невозможное. Огромное им за это спасибо».
Худрук же Академического хора русской песни Николай Азаров ни на секунду не сомневается в своих подопечных:
«Этот коллектив может всё, и сегодня он в очередной раз это доказал. Сегодня они спели и станцевали мюзикл. У меня нет удивления, скорее удовлетворение и радость, что наши ребята действительно могут всё, тем более, когда они попадают в руки настоящих профессионалов-зверей, какими были балетмейстер и режиссер. Вся группа Франдетти — это настоящие профессионалы, которые знают, что делают».
И здесь сложно спорить. Емкое, чуть больше часа представление, проносится на одном дыхании. В сюжете нет провисаний и пауз, заставляющих зрителей заскучать. Напротив, от номера к номеру напряжение усиливается, а в кульминации, где главный герой с театральным пафосом заявляет, что готов на всё ради своей возлюбленной, из зала доносятся женские всхлипывания.
Петя, фолк и лихо танцующий хор
«Я считаю, что это фантастическое мероприятие и мюзикл мирового уровня, который, на мой взгляд, может занять достойное место в линейке мировых представлений, таких, как „Призрак оперы“ или „Шахматы“. Оригинальная музыка, оригинальные тексты, потрясающие голоса, фантастическая хореография», — делится своими впечатлениями генеральный директор компании «Юнипро» Максим Широков.
«Сбылась мечта, которую я лелеяла 15 лет — сделать русское шоу, которое могло бы удивить мир. Ну уж не знаю, получилось ли, но что-то всё-таки произошло, и мне показалось это интересным», — продолжает генеральный директор — художественный руководитель российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова.
«Полный зал, ребята выложились на максимум, и я считаю, что наша история родилась», — заключает режиссер Алексей Франдетти.
Беседовала Наталия Сергеева
Фотограф Юлия Губина

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.