«Умиротворенный Врубель» в Москве
Дата публикации: 21 октября 2022
В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Александр Савинов. Миражи», посвященная творчеству выдающегося художника Саратовской школы, к которой исследователи относят Виктора Борисова-Мусатова, Кузьму Петрова-Водкина и Павла Кузнецова.
Экспозиция ретроспективна: представлены работы Савинова от ученических до поздних. О творческом почерке мастера рассказывает куратор проекта Анастасия Винокурова:
«Александр Савинов признавался, что на его ранний стиль оказал формирование Борисов-Мусатов, так называемый „мусатовский импрессионизм“. На зрелое творчество — живопись Высокого Возрождения и античная традиция. Он восхищался росписями Помпеи и Геркуланума, рельефами Пантеона. В то время это было немодно. Художники больше интересовались новой французской живописью, экспериментами с формой, цветом. Савинов обладал блестящим рисунком, знанием анатомии и классическую традицию он оживлял: по свежему полотну он проходился обратной стороной черенка кисти, усиливая фактурность цветового поля. Исследователи считают, что это идет от традиции европейских гобеленов, которые Савинов точно видел в Радищевском музее в Саратове».
Работы Савинова очень поэтичны. Женщины на его портретах романтичны, легки и нежны, будто из 19 века. На масштабных полотнах художник умело вписывает фигуры людей в пейзаж, делая их фактически неразделимыми, немыслимыми друг без друга.
Савинов — любитель сложных оттенков и сумрачного освещения. Подтверждение тому — его «Латинский квартал. Париж» из частного собрания.
Савинов А. Латинский квартал. Париж. 1907. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург
Савинов одинаково легко мыслит и цветовыми пятнами, и конструктивом, часто использует широкие фактурные мазки, а черенком кисти создает замысловатое ажурное переплетение — ту самую «гобеленовость», о которой упоминает куратор.
«Зрелое искусство Александра Савинова — уникальное явление, у художника свое собственное видение и свой собственный стиль», — считает Анастасия Винокурова.
«Про Савинова говорили современники, как об „академике новой формации“. Про него говорили, что он настолько самобытен, будто бы он из другой школы, или даже из другой страны. Если Вам не доводилось до сих пор видеть работ Сави́нова, то после прохода по выставке потом Вы ни с кем его не спутаете. Уникальная художественная манера, ни на кого не похожий художественный язык», — подытоживает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
Последний раз в российской столице персональную выставку Савинова показывали аж в 2003 году. Выставка в Музее русского импрессионизма продлится до 22 января.
Наталия Сергеева
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.