Урок истории в балете
Дата публикации: 17 октября 2022
Одним из самобытных проектов, представленных на Втором Сибирском форуме «Акколада,» стал балет-ревю «Hello, Кузбасс», посвященный малоизвестной странице истории — становлению автономной индустриальной колонии «Кузбасс».
Сложно представить, чтобы сегодня американцы с европейцами поехали в Сибирь поднимать промышленность и строить города не просто бесплатно, а заплатив за это свои кровные. Но подобное было возможным всего век назад.
В 1922 году в Кемеровский район прибыло около 700 иностранцев-энтузиастов, жаждущих помочь молодой советской республике. Приехали фактически в дикий таёжный лес, никто не встречает, теплого жилья нет, нужно возводить его самостоятельно. Все продукты, личные вещи и инструменты брали из дома. А это запас минимум на два года!
Везли сюда и домашние библиотеки, музыкальные инструменты, и даже джаз-бэнд. Старое пианино того времени сегодня можно увидеть в музее индустриальной истории «Красная горка», созданном на месте открытия Кузнецкого угольного бассейна, от которого и пошло название региона Кузбасс.
Эту нетривиальную историю решил воплотить в танце худрук театра «Сибирский калейдоскоп» Виктор Селивёрстов. Постановка потребовала большой архивной работы. На неё ушло несколько лет. Артисты изучали литературу и выезжали на место первого поселения.
«Есть книга Рут Кеннел „Товарищ Костыль“. Она рассказывает про приезд на Кузбасс семьи американского инженера. Повествование идет от лица маленького мальчика, который вспоминает дорогу и на пароходе до Петербурга, путь до Кемерово и многое другое. У каждого события из этой книги есть реальное историческое подтверждение.
Аудиоверсию „Костыля“ я и вся моя семья восемь часов слушали на даче. Было очень интересно», — рассказывает главный балетмейстер театра танца «Сибирский калейдоскоп» Андрей Петрович Зелтынь.
Балет про АИК кемеровской публике впервые представили в прошлом году, к 300-летию Кузбасса. А теперь и на «Акколаде».
Зрелище динамичное и захватывающее во всех планах.
Стилистика танцев меняется от номера к номеру, увлекая за собой и переключая внимание с классической хореографии на «советскую» или contemporary. Есть отсылки к танцам машин Форегера, к народно-сценическому танцу, а ещё нашлось место линди-хопу и чарльстону. Чтобы зарубежные танцы вышли исторически верными, к работе над постановкой приглашали специалистов-консультантов, работавших за рубежом. «Сибиряки» со всем хореографическим изобилием справились на ура, подтвердив ко многому обязывающее название своего коллектива — театр танца.
Интересен и нетривиален музыкальный язык спектакля. Звучит музыка Шостаковича и Мосолова, большую же часть номеров написал ныне здравствующий кемеровский композитор Дмитрий Поляков и написал под стать разностилевым танцам.
Визуальную часть балета органично дополняет расположенный на заднике сцены экран, где кадры исторической фотохроники сменяются цифровыми репродукциями картин русских авангардистов, фрагментом эйзенштейновского «Броненосца „Потемкина“» с небезызвестной лестницей и изображением татлинской башни.
Каждый раз хочется хлопать в ладоши от радости сопоставления, например, чемоданов на выцветшем фото и на сцене — скрупулезность в деталях. Не зря сотрудники музея-заповедника «Красная горка» назвали балет «Hello, Кузбасс» «большой исторической правдой».
Сложилось так, что мир балета — мир сказок и композиторских фантазий, мир, где живут нимфы, лебеди, баядерки и говорящие щелкунчики. Спектаклей же, «основанных на реальных событиях», в разы меньше. Тем и ценна кемеровская постановка. После её просмотра поколение 50+ может словить теплую ностальгию, а молодежь искренне удивится, что подобное было когда-то возможным.
Текст: Наталия Сергеева
Фото: пресс-служба Филармонии Кузбасса
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.