Сказки от Александрова
Дата публикации: 12 октября 2022
На столичный фестиваль «Видеть музыку» труппа камерного театра «Санкт-Петербург опера» привезла два редких для российской оперной сцены спектакля: «Черевички» Чайковского и «Норму» Беллини.
Судьба обоих в нашей стране сложилась нелегко. «Черевички» в театральных репертуарах очень быстро уступили место своей младшей современнице — «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова и, казалось, навсегда остались в её тени. (Сейчас «Черевички» идут только на Камерной сцене Большого и в Нижнем Новгороде; новый спектакль готовит Борис Павлович вместе с «Урал Опера Балет»). К «Норме» отечественные театры либо не подходят вовсе, либо берутся за нее с осторожностью, больше предпочитая концертное исполнение, что весьма симптоматично. Всё ещё трудно у нас найти мастеров бельканто, способных петь сложнейшие партии не только технично, но и с соответствующим психоэмоциональным наполнением. Особенно в этом плане сложна главная героиня с её страданиями, ревностью, любовью и жертвенным величием.
Солистка «Санкт-Петербург оперы» Мария Бочманова, исполнявшая партию Нормы в тот вечер на сцене московского «Геликона», старалась изо всех сил. Она показала неплохую актерскую игру, умело проявляя и лирику, и драму, и внутренний конфликт. Её прохладное сопрано прекрасно звучало на piano — прозрачно, полётно, иногда хрустально, в кульминациях же получалось на грани надрыва, почти истерики.
![Сказки от Александрова](https://img.orpheus.ru/8Cv-SW0V42MmVeo8Vf-B6JLs2kNdKT9YN7renzUKMFM/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS82ODcvMTcvODdmYTc4OWMuanBlZw==.jpg)
В «Черевичках» очень удачным оказался образ кокетливой и капризной Оксаны у Александры Ляпич. Игривая красотка очаровывает и увлекает за собой не только кузнеца Вакулу (которого, к слову сказать, шикарно представил статный полноводный тенор Ярамир Низамутдинов), но и весь зрительный зал.
Профессиональный балет в «Черевичках» здорово оживляет музыкальные длинноты партитуры, особенно хорошо в этом плане получился темпераментный танец пьяного казака в исполнении Валерия Тернового.
Оформлять оба спектакля Александров позвал своего давнишнего партнера — художника Вячеслава Окунева, создавшего на сцене в обоих случаях многоярусное пространство, где нашлось место и дворцовому балкону, и «лестнице в небо», и дремучему лесу. В «Черевичках» на сцене появляются огромные яйца Фаберже, барочный рисунок которых в рождественских сценах украинской Диканьки даже в синем неоне выглядит чуждо, но отлично вписывается в атмосферу помпезного Петербурга. В «Норме» художник делает акцент на извилистых густых джунглях, дополняя их парой античных колонн по краям сцены и мобильным постаментом со ступеньками, по которому в трагическом финале главные герои вместе с пеплом возносятся к небесам.
Оркестр под управлением Александра Гойхмана («Черевички»)и Максима Валькова («Норма») звучит убедительно и ярко. Правда, в «Черевичках» выстроить баланс с солистами, поющими на новой, отнюдь не камерной сцене получилось не сразу.
В обоих случаях слушатель погружается в атмосферу складно скроенной сказочной истории, не претендующей на авангардные сценические изыски и новизну режиссерской интерпретации. Красочно, увлекательно и эскапично, что в нынешней нестабильной реальности дает опору и отвлекает.
Наталия Сергеева
Последние события
В Петербурге стартовал фестиваль уличных театров «Елагин парк»
XII Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк» стартовал 26 июля в Центральном парке культуры и отдыха имени Кирова в Петербурге с масштабного карнавального шествия.
В Крыму открыли новую киностудию
На фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму открыли павильонный комплекс студии «Юг.Кино». Площадь центра — почти 4 тысячи квадратных метров. В этом году там стартуют съёмки двух сериалов.
«Каспийские сезоны» пройдут в Астрахани
Международный фестиваль классического искусства «Каспийские сезоны» пройдёт в Астрахани с 17 августа по 1 сентября. Смотр соберёт ведущих артистов из семи стран.