Сказки от Александрова

Дата публикации: 12 октября 2022

На столичный фестиваль «Видеть музыку» труппа камерного театра «Санкт-Петербург опера» привезла два редких для российской оперной сцены спектакля: «Черевички» Чайковского и «Норму» Беллини.
Судьба обоих в нашей стране сложилась нелегко. «Черевички» в театральных репертуарах очень быстро уступили место своей младшей современнице — «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова и, казалось, навсегда остались в её тени. (Сейчас «Черевички» идут только на Камерной сцене Большого и в Нижнем Новгороде; новый спектакль готовит Борис Павлович вместе с «Урал Опера Балет»). К «Норме» отечественные театры либо не подходят вовсе, либо берутся за нее с осторожностью, больше предпочитая концертное исполнение, что весьма симптоматично. Всё ещё трудно у нас найти мастеров бельканто, способных петь сложнейшие партии не только технично, но и с соответствующим психоэмоциональным наполнением. Особенно в этом плане сложна главная героиня с её страданиями, ревностью, любовью и жертвенным величием.
Солистка «Санкт-Петербург оперы» Мария Бочманова, исполнявшая партию Нормы в тот вечер на сцене московского «Геликона», старалась изо всех сил. Она показала неплохую актерскую игру, умело проявляя и лирику, и драму, и внутренний конфликт. Её прохладное сопрано прекрасно звучало на piano — прозрачно, полётно, иногда хрустально, в кульминациях же получалось на грани надрыва, почти истерики.
Сказки от Александрова
В «Черевичках» очень удачным оказался образ кокетливой и капризной Оксаны у Александры Ляпич. Игривая красотка очаровывает и увлекает за собой не только кузнеца Вакулу (которого, к слову сказать, шикарно представил статный полноводный тенор Ярамир Низамутдинов), но и весь зрительный зал.
Профессиональный балет в «Черевичках» здорово оживляет музыкальные длинноты партитуры, особенно хорошо в этом плане получился темпераментный танец пьяного казака в исполнении Валерия Тернового.
Оформлять оба спектакля Александров позвал своего давнишнего партнера — художника Вячеслава Окунева, создавшего на сцене в обоих случаях многоярусное пространство, где нашлось место и дворцовому балкону, и «лестнице в небо», и дремучему лесу. В «Черевичках» на сцене появляются огромные яйца Фаберже, барочный рисунок которых в рождественских сценах украинской Диканьки даже в синем неоне выглядит чуждо, но отлично вписывается в атмосферу помпезного Петербурга. В «Норме» художник делает акцент на извилистых густых джунглях, дополняя их парой античных колонн по краям сцены и мобильным постаментом со ступеньками, по которому в трагическом финале главные герои вместе с пеплом возносятся к небесам.
Оркестр под управлением Александра Гойхмана («Черевички»)и Максима Валькова («Норма») звучит убедительно и ярко. Правда, в «Черевичках» выстроить баланс с солистами, поющими на новой, отнюдь не камерной сцене получилось не сразу.
В обоих случаях слушатель погружается в атмосферу складно скроенной сказочной истории, не претендующей на авангардные сценические изыски и новизну режиссерской интерпретации. Красочно, увлекательно и эскапично, что в нынешней нестабильной реальности дает опору и отвлекает.
Наталия Сергеева

Последние события

Встреча музыки и поэзии

Музыкально-литературный вечер состоится в Московском Доме музыки. В Камерном зале выступят актёр Антон Макарский и Академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова.

12 февраля — 100 лет со дня рождения Льва Наумова!

Сегодня, 12 февраля, исполняется 100 лет со дня рождения Льва Николаевича Наумова — пианиста и выдающегося педагога, воспитавшего многих известных музыкантов.

Константин Райкин ставит спектакль «Сирано де Бержерак»

Константин Райкин ставит спектакль «Сирано де Бержерак». Премьеру по пьесе Эдмона Ростана представят 29 марта на московской площадке «Планета КВН».