Первый Бриттен Князева
Дата публикации: 6 октября 2022
Мировую премьеру переложения Двойного концерта Бенджамина Бриттена представили в Концертном зале имени Чайковского. В первоначальной версии сочинение написано для скрипки и альта с оркестром. В Москве же сыграли вариант, где вместо альта солирует виолончель.
На сцену именитого зала вышли не менее именитые музыканты: скрипач Павел Милюков, виолончелист Александр Князев и Российский национальный оркестр под управлением Михаила Татарникова. Такой творческий союз сложился впервые.
По задумке в программу вошли еще два двойных концерта. В компанию к Бриттену Князев со товарищи взял Симфонию-кончертанте Моцарта, изначально написанную для скрипки и альта, и хрестоматийный Концерт для скрипки и виолончели Брамса, превратив последний в грандиозный светлый финал.
Свой Двойной концерт Бриттен написал в 18 лет. Это произведение никогда не звучало при жизни композитора. Лишь в 1997 году Концерт сыграли на фестивале в Олдборо, а еще пять лет спустя — в России. В версии же для скрипки и виолончели опус вообще никогда не исполнялся. В Московской филармонии раритет представили в переложении, созданном Александром Князевым.
«Этот концерт очень редко играется. В России его точно исполнял Юрий Абрамович Башмет, но нечасто. Концерт не легкий и совершенно изумительный. Настолько мне понравилась эта музыка, настолько она необычная и своеобразная, что в финале я слышу шаманские, языческие мотивы. А вообще до этого выступления я у Бриттена не играл ни одной ноты, хотя у него есть произведения для виолончели, их довольно много», — рассказывает виолончелист.
В темпераментной, страстной, полной диссонансов музыке уже слышны черты позднего композиторского стиля — здесь и масштаб мысли, и природная бриттеновская смелость, и любовь к медным духовым, и особый пронзительный мелодизм.
Технически играть такое невероятно сложно. Как у Милюкова и Князева получилось создать крепкий слаженный ансамбль, а у оркестрантов РНО, будучи полноправными участниками действа (язык не повернется назвать происходившее аккомпанементом), показать все богатство тембров и при этом обилием меди и ударных не перебить солистов — загадка, которую не хочется разгадывать. Остается лишь прокричать bravi и громко захлопать после финальной тоники.
Наталия Сергеева
Последние события
Архитектурные памятники распахивают двери
Традиционная акция «Дни исторического и культурного наследия» продлится в Москве до конца года. Желающие побывают в зданиях-памятниках архитектуры, которые обычно закрыты для посещений.
Театры Ярославской области профинансировали
Культурным площадкам Ярославской области выделили дополнительное финансирование. Средства получили Театр юного зрителя, Театр кукол и Культурно-просветительский центр имени Валентины Терешковой.
Международный хоровой фестиваль «Голос великой степи» подводит итоги
Международный хоровой фестиваль «Голос великой степи» 18 апреля завершился в Алматы. Смотр объединил более 800 музыкантов. Российские коллективы участвовали в событии дистанционно.