Контратенор Андреас Шолль — голос от ума
Дата публикации: 10 ноября 2022
Немецкий контратенор Андреас Шолль стал живой легендой аутентичного исполнительства не только благодаря природной музыкальности и грамотной выучке, но и упорному желанию петь «экзотическим», не таким как у большинства мужчин голосом. Начало карьеры певца в 90-е годы прошлого века совпало с ажиотажным интересом публики к пылившейся много лет в архивах музыке Генделя, как будто специально написанной для ангельского голоса юноши в профессорских очках. 10 ноября Андреасу Шоллю исполняется 55 лет.
Близорукость закрыла для Андреаса путь в военную Академию. Он хотел стать офицером ради стабильного жалования, а занятия в хоре лет до 17-ти воспринимал как хобби. В его семье в церкви пели все: брат и сестра, мать и отец. Именно старший Шолль ревностно относился к явным вокальным успехам сына. Когда у 14-летнего паренька начал ломаться голос, Андреас не ушёл по сложившейся традиции на год из хора и продолжал петь. Позже преподаватели знаменитой Schola Cantorum в Базеле — «фабрике» по выпуску контртеноров -посчитали, что стойкое нежелание Шолля взять паузу помогло ему сохранить подвижность связок и «не скатиться» до банального тенора или лирического баритона.
С середины 90-х годов одной из его коронных партий становится Юлий Цезарь в одноимённой опере Генделя. Умопомрачительные по вариативности и техническому совершенству каденции артиста сводят с ума публику в Берлине, Зальцбурге… На родине Моцарта Шолль поёт в компании с другими идолами барочной музыки — Бартоли и Жарусски. В «Роделинде», еще одном реанимированном шедевре Генделя, Шолль творит вокальные чудеса сначала в Глайндборне, потом в Метрополитен.
Наша публика до 2015 года знает Шолля только по записям на дисках Harmonia Mundi и Decca, заслуженно попавшими в разряд бестселлеров исторически ориентированного исполнительства. Приезд в Москву знаменитого контратенора с программой из сочинений Баха был долгожданным, но…запоздалым. Потускневший голос Шолля потерялся в циклопической акустике Большого зала консерватории. Но исполнение на бис знаменитой арии из «Страстей по Матфею» Баха «Erbarme dich, mein Gott» («Сжалься надо мной, мой Бог») всё же примирило певца с его российскими поклонниками. Через несколько лет Шолль назначил столичным меломанам новую встречу в том же месте, исполнив сочинения Генделя и Вивальди, поразив безупречным чувством стиля.
Как-то певец сказал, что в следующей жизни он хотел бы стать тамплиером и отправиться на поиски Святого Грааля. Примечательно, что музыка Вагнера, «знатока» этой темы, категорически не ложится на голоса контратеноров, даже таких совершенных технически как Андреас Шолль.
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.