Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой

Дата публикации: 14 сентября 2022

Седьмой фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» открылся в театре имени Наталии Сац новаторской оперой «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина. Никогда прежде произведения самого загадочного российского писателя не ставились на оперной сцене, да еще с использованием дополненной реальности и необычных музыкальных инструментов. Но обо всём по порядку.
Музыку к своей постановке режиссер Георгий Исаакян заказал уральскому композитору поколения 30+ Константину Комольцеву. И не прогадал.
Комольцев лихо и в духе постмодернистского языка Пелевина замешал разные стили и жанры. Здесь мелодекламация органично уживается с читкой рэпа, клубные басы с романтической кантиленой, а живое звучание оркестра с радийными джинглами. На сцене в определенный момент появляются два экзотичных для российского академического театра инструмента — Winch Turner, по тембру напоминающих нечто среднее между виолончелью и терменвоксом.
Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой
Шикарно визуальное решение. Художники Анна Кострикова и Денис Сазонов в Малом зале театра создали метапространство, в котором красочная виртуальная реальность с её морем, пальмами и цифровыми красотками резко контрастирует с носками на батарее и облезлым матрасом на полу. Главный герой, сисадмин Кеша (Андрей Юрковский), настолько увлечен другим миром, что, подобно Сайферу из первой «Матрицы», готов на всё, лишь бы остаться навсегда в своих иллюзиях. Разумеется, всё заканчивается трагедией — информационный террорист Бату (Александр Хананин) взрывает бомбу, и сказочная цифровая вселенная разлетается на куски.
Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой
Чтобы еще сильнее погрузить зрителя в мир цифровых технологий, на входе в зал выдают айпэды. Их по команде нужно поднимать вверх и через экраны смотреть на AR-реальность, где обитают те самые цукербрины, анимешная Little Sister (Мария Юрковская) и виртуальный помощник Ян Гузка (Пётр Сизов), который не только советы раздает, но и поет тенором. Стоит ли говорить, что увлеченные музыкой и спектаклем зрители стабильно забывают то поднять, то опустить планшеты? Впрочем, впечатлений от просмотра оперы это не портит — основное действо всё же остается вне экрана.
Почему именно этим спектаклем открывают фестиваль «Видеть музыку»? Георгий Исаакян отвечает на этот вопрос так:
«Во-первых, это завершающая премьера прошлого сезона. И здесь есть некий символизм — эта вещь появилась уже в новое время, с нашим новым опытом. Во-вторых, фестиваль называется „Видеть музыку“. В нашем спектакле музыка Константина Комольцева периодически визуализируется, наряду с веселыми и комическими эпизодами, здесь есть большие спектральные фрагменты, которые вызывают фактически световые ощущения. Мне кажется, сочетание „Видеть музыку“ очень подходит этой постановке. В-третьих, этот спектакль говорит о будущем. А театр не может оставаться в стороне от важных размышлений современности».
Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой
Фестиваль продолжится в эту субботу, 17 сентября, на Новой сцене Большого постановкой «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» театра «Донбасс Опера».
Всего в афише смотра более 30 спектаклей из разных регионов России — от Иркутска до Иванова, от Сыктывкара до Астрахани. Чтобы их показать столичному зрителю, задействуют сцены всех музыкальных театров Москвы. Смотр продлится до 12 ноября и традиционно завершится вручением премии «Легенда» за беззаветное служение театру.
Фестиваль проходит при содействии Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.
Наталия Сергеева
Фото: пресс-служба Театра Сац

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.