Двадцать дней из жизни Бедржиха Сметаны, автора цикла «Моя родина»

Дата публикации: 5 ноября 2022

Национальное достояние Чехии, композитор Бедржих Сметана был абсолютно глухим, когда писал своё самое знаменитое произведение — цикл из шести симфонических поэм «Моя родина». Поднявшись над личной трагедией, Сметана создал монументальное историческое полотно, невероятно насыщенное по музыкальной драматургии и плотное по оркестровке. 5 ноября 1882 года в Праге впервые все части эпического опуса прозвучали в одном концерте.
Премьера была приурочена к полувековому юбилею исполнительской деятельности Сметаны. Но представление выходило за рамки исключительно музыкального события и имело очевидный политический подтекст. 140 лет назад Чехия входила в состав Австро-Венгрии, при дворе Габсбургов упорно не замечали таланта чешского самородка Сметаны, которому не давала покоя слава Ференца Листа. Бедржих нашёл самый простой способ самоидентификации — у родоначальника симфонической поэмы он позаимствовал саму идею, но наполнил её чешскими национальными мотивами. Легендам, историческим символам и природе небольшой европейской страны была посвящена каждая из поэм.
Двадцать дней из жизни Бедржиха Сметаны, автора цикла «Моя родина»
Первые два географических названия «Вышеград», «Влтава» — у всех на слуху и Сметана яркой, образной и сочной музыкой поспособствовал их популяризации. «Фарка», «Табор» и «Бланик» заставляют покопаться в справочниках и узнать о воинственной чешской деве, гуситах и двуглавой горе. Наконец, «Из чешских полей и лесов» видится как медитация композитора вне литературного контекста — Сметана переехал из Праги в дом лесника, где тишина была естественной и не давила на психику.
Вышедший на сцену с оркестром в тот знаменательный вечер дирижёр — давний пропагандист творчества Сметаны. У маэстро «правильная» фамилия, отвечающая важности мероприятия — Адольф Чех. Он прекрасно знает нотный текст, так как ранее исполнял каждую из поэм по отдельности. Мэтр осознаёт, где кульминация действа и где нужно выжать из оркестра максимум, чтобы накрыть эмоциональной волной зал. Это поэма «Влтава».
Сметане понадобилось всего двадцать дней, чтобы написать музыку, которая раз и навсегда вывела его из тени непререкаемого музыкального авторитета второй половины 19 века, неоспоримого любимца европейской публики Ференца Листа. Неизлечимо больной, доживающий последние годы в физических и душевных страданиях, Сметана заразил чешскую нацию здоровым чувством патриотизма. А поэма «Влтава» стала неофициальным гимном этой страны.

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.