Пасторальный Бетховен и героический Штраус

Дата публикации: 7 сентября 2022

Валерий Гергиев и симфонический оркестр Мариинского театра открыли новый сезон зала «Зарядье», который давно стал основной гастрольной площадкой для именитого коллектива и его маэстро в российской столице.
Два концерта, две абсолютно разные программы: русская и немецкая классика.
В первый вечер — Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков и Щедрин, во второй — нетривиальный, идиллический Бетховен с его «Пасторальной» симфонией и несколько сумбурный, но героически прекрасный Рихард Штраус с «Жизнью героя». Тайминг выступления выверен с хирургической точностью — два отделения по сорок пять минут и бис.
Пасторальный Бетховен и героический Штраус
Свою Шестую симфонию Бетховен писал параллельно с Пятой, той самой, где в драматической первой части «судьба стучится в дверь». Насколько же разные по характеру и настроению эти произведения! «Пасторальная», к тому же, — единственная симфония у композитора, где каждая часть удостоилась своего названия.
Буквально с первых тактов вся нагрузка ложится на струнные, а затем и на деревянные духовые. Оркестранты Мариинки справляются блестяще — ни одного вскрика, всё построено на мягких полутонах и идеально сбалансированном звучании, а основная тема первой части плавно перетекает от инструмента к инструменту. Хороши и валторны с их чистым звуком, и солирующая флейта, имитирующая пения птиц.
Гергиев почти не делает паузы между частями, что, с одной стороны, не дает слушателям-неофитам вклиниться своими аплодисментами в стройное звучание оркестра, а с другой, убедительно показывает, насколько целен и богат бетховенский замысел. Симфония слушается на одном дыхании, переливаясь светлыми пасторальными красками.
Совсем иначе оркестр звучит в Штраусе: сумрачная плотность, насыщенная драматизмом; мощное tutti с доминированием меди и ударных, прошибающее насквозь fortissimo и монументальная торжественность.
Скрипка Лоренца Настурика-Гершовичи, который в тот вечер удостоился, пожалуй, самых громких аплодисментов, звучит чисто и виртуозно. Большой сольный эпизод в поэме Штрауса сыгран с импровизационной легкостью и кайфом.
Еще порадовали чистые длинноты у трубачей (а затем и у всего оркестра), да и в целом, симфонический оркестр Мариинки в очередной раз убедительно показал себя коллективом, плотно спаянным и способным играть опусы любой сложности и эпохи.
Наталия Сергеева

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.