Долгая память загадочной смерти

Дата публикации: 6 ноября 2022

Весной 1730-го года Париж обсуждает происшествие европейского масштаба. Адриана Лекуврёр, актриса, поразительная в трагическом амплуа, умирает на руках своего почитателя Вольтера. Скорее всего, примадонну «Комедии Франсез» унесла в могилу скоротечная болезнь, но общество уверено, что её отравили завистники. Не случайно мастер описания дворцовых интриг Александр Дюма именовал покойницу «царицей, заблудившейся в кругу актрис».
Минует больше ста лет, а гибель звезды эпохи Просвещения не отпускает творческие умы. В 19-м веке мастер водевиля Эжен Скриб назовёт её именем свою драму. В начале 20-го столетия трагедия французского драматурга вдохновит знаменитого итальянского мелодиста Фарнческо Чилеа.
Солидный мастер веризма берётся увековечить тайну загадочной смерти оперным языком. Его спектакли идут с успехом на родине, но «Адриана» просто обязана их превзойти и остаться в веках. Сложные и чувственные арии композитор выписывает, словно желая испытать вокальное дарование исполнителей.
Партию главной героини поёт на премьере прима веризма Анжелика Пандольфини. Рядом с ней в роли возлюбленного — неподражаемый Энрико Карузо… Милан, 6-е ноября 1902 года. Прекрасная Адриана живёт и умирает на оперной сцене Театра Лирико.
Публика безумствует на премьере. Она понимает — хотя масштаб гения Пуччини затмевает мягкий и поэтичный мелодизм Фарнческо Чилеа, но лучшая музыкальная драма композитора «обречена» на долгую жизнь.
И в 21-м веке, глядя, как неувядающая звезда Адриана Лекуврёр вдыхает аромат ядовитых фиалок и поёт свою нежную прощальную арию, мы утираем украдкой слезу, в очередной раз убеждаясь — талант всегда беззащитен.
Текст — Наталья Оганджанянц

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.