Опера «Дон Жуан» —весёлая драма, где смерть правит жизнью

Дата публикации: 29 октября 2022

Может ли гениальная музыка уживаться с небрежно состряпанным либретто? Оперу «Дон Жуан» Моцарт явил публике 29 октября 1787 года, на две недели позже обговоренной контрактом даты. Партитура была не готова. О том, что работу тормозил либреттист Лоренцо да Понте, одновременно выполняющий три заказа, вспоминают нечасто. Но состоявшаяся 235 лет назад в Праге мировая премьера «Дон Жуана» оказалась оглушительно успешной, даже несмотря на то, что певцы исполняли свои сложные партии фактически с листа.
Моцарт назвал новое сочинение «весёлой драмой». На выходе публика получила чистой воды оксюморон. Где кончается привычная в 18 веке опера-буффа и начинается опера-сериа, так никто и не понял. Похоже, что в их числе был и сам автор. Если верить проверенным слухам, то интродукцию, с устрашающей поступью Командора в тридцать тактов, композитор оркестровал лишь накануне премьеры.
Его терзали сомнения и относительно финала. В итоге мы знаем два варианта. Первый заканчивается секстетом. Обманутые любовницы главного героя — Эльвира, Анна и Церлина — вместе с женихами и примкнувшим к ним слугой Лепорелло радуются, что Дон Жуан после смерти попал в ад. Между тем, в мае 1788 года на дебютном показе оперы в Вене финальный ансамбль не исполнялся, а постановка завершалась смертью ловеласа. Есть версия, что партию Командора и Мазетто на первых порах пел один и тот же артист, и он банально не успевал сменить костюмы. Но потом эта традиция отошла в прошлое, и оперу стали исполнять в «пражском» варианте.
Современные режиссёры не соглашаются с философским подтекстом Моцарта- не смерть правит жизнью. Но к музыке они относятся трепетно. Великолепный ансамблевый финал, гениальные арии: Дон Жуана с шампанским или Лепорелло «со списком». Раскручивающийся как пружина оркестровый рисунок переплетается с кружевом перечисляемых цифр. Их магия завораживала и самого Моцарта. Стоит ли удивляться тому, что сюжетная канва «Дон Жуан» соткана из загадок и тайн, и драматург оперы по большому счёту сам Моцарт. А официальный либреттист Лоренцо да Понте написал что-то вроде подстрочника.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.