Опера «Дон Жуан» —весёлая драма, где смерть правит жизнью

Дата публикации: 29 октября 2022

Может ли гениальная музыка уживаться с небрежно состряпанным либретто? Оперу «Дон Жуан» Моцарт явил публике 29 октября 1787 года, на две недели позже обговоренной контрактом даты. Партитура была не готова. О том, что работу тормозил либреттист Лоренцо да Понте, одновременно выполняющий три заказа, вспоминают нечасто. Но состоявшаяся 235 лет назад в Праге мировая премьера «Дон Жуана» оказалась оглушительно успешной, даже несмотря на то, что певцы исполняли свои сложные партии фактически с листа.
Моцарт назвал новое сочинение «весёлой драмой». На выходе публика получила чистой воды оксюморон. Где кончается привычная в 18 веке опера-буффа и начинается опера-сериа, так никто и не понял. Похоже, что в их числе был и сам автор. Если верить проверенным слухам, то интродукцию, с устрашающей поступью Командора в тридцать тактов, композитор оркестровал лишь накануне премьеры.
Его терзали сомнения и относительно финала. В итоге мы знаем два варианта. Первый заканчивается секстетом. Обманутые любовницы главного героя — Эльвира, Анна и Церлина — вместе с женихами и примкнувшим к ним слугой Лепорелло радуются, что Дон Жуан после смерти попал в ад. Между тем, в мае 1788 года на дебютном показе оперы в Вене финальный ансамбль не исполнялся, а постановка завершалась смертью ловеласа. Есть версия, что партию Командора и Мазетто на первых порах пел один и тот же артист, и он банально не успевал сменить костюмы. Но потом эта традиция отошла в прошлое, и оперу стали исполнять в «пражском» варианте.
Современные режиссёры не соглашаются с философским подтекстом Моцарта- не смерть правит жизнью. Но к музыке они относятся трепетно. Великолепный ансамблевый финал, гениальные арии: Дон Жуана с шампанским или Лепорелло «со списком». Раскручивающийся как пружина оркестровый рисунок переплетается с кружевом перечисляемых цифр. Их магия завораживала и самого Моцарта. Стоит ли удивляться тому, что сюжетная канва «Дон Жуан» соткана из загадок и тайн, и драматург оперы по большому счёту сам Моцарт. А официальный либреттист Лоренцо да Понте написал что-то вроде подстрочника.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Вечер камерной музыки

Пианист Владимир Вишневский, обладатель Гран-при Конкурса Крайнева и титула «Артист радио „Орфей“», выступит в Музыкальной школе имени Гнесиных 30 апреля.

«Дружбе» нужен ремонт

Скульптуры на фасаде Музыкального театра Карелии закроют на реставрацию. Речь идёт о композиции «Дружба», расположенной в центральной нише фронтона главного фасада здания.

Претенденты на премию в области музейного дела

В Минкультуры объявили финалистов второго сезона Национальной премии в области музейного дела имени Лихачёва, на которую в этом году поступило почти 800 заявок со всей страны.

Поиск по сайту