Опера «Дон Жуан» —весёлая драма, где смерть правит жизнью
Дата публикации: 29 октября 2022
Может ли гениальная музыка уживаться с небрежно состряпанным либретто? Оперу «Дон Жуан» Моцарт явил публике 29 октября 1787 года, на две недели позже обговоренной контрактом даты. Партитура была не готова. О том, что работу тормозил либреттист Лоренцо да Понте, одновременно выполняющий три заказа, вспоминают нечасто. Но состоявшаяся 235 лет назад в Праге мировая премьера «Дон Жуана» оказалась оглушительно успешной, даже несмотря на то, что певцы исполняли свои сложные партии фактически с листа.
Моцарт назвал новое сочинение «весёлой драмой». На выходе публика получила чистой воды оксюморон. Где кончается привычная в 18 веке опера-буффа и начинается опера-сериа, так никто и не понял. Похоже, что в их числе был и сам автор. Если верить проверенным слухам, то интродукцию, с устрашающей поступью Командора в тридцать тактов, композитор оркестровал лишь накануне премьеры.
Его терзали сомнения и относительно финала. В итоге мы знаем два варианта. Первый заканчивается секстетом. Обманутые любовницы главного героя — Эльвира, Анна и Церлина — вместе с женихами и примкнувшим к ним слугой Лепорелло радуются, что Дон Жуан после смерти попал в ад. Между тем, в мае 1788 года на дебютном показе оперы в Вене финальный ансамбль не исполнялся, а постановка завершалась смертью ловеласа. Есть версия, что партию Командора и Мазетто на первых порах пел один и тот же артист, и он банально не успевал сменить костюмы. Но потом эта традиция отошла в прошлое, и оперу стали исполнять в «пражском» варианте.
Современные режиссёры не соглашаются с философским подтекстом Моцарта- не смерть правит жизнью. Но к музыке они относятся трепетно. Великолепный ансамблевый финал, гениальные арии: Дон Жуана с шампанским или Лепорелло «со списком». Раскручивающийся как пружина оркестровый рисунок переплетается с кружевом перечисляемых цифр. Их магия завораживала и самого Моцарта. Стоит ли удивляться тому, что сюжетная канва «Дон Жуан» соткана из загадок и тайн, и драматург оперы по большому счёту сам Моцарт. А официальный либреттист Лоренцо да Понте написал что-то вроде подстрочника.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
К 20-летию Петербургского Дома музыки
Петербургская филармония запускает абонемент «Филармония и Дом музыки» к 20-летию основания Петербургского Дома музыки. Серию откроет 4 ноября концерт с участием пианиста Алексея Мельникова.
К столетию со дня рождения Бориса Чайковского
Медиаплатформа «Орфей» представляет ноты ранее не публиковавшихся сочинений Бориса Чайковского к столетию со дня рождения композитора.
Изменения в концертных планах
Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Красноярске переносится на весну 2026 года. Петербуржцы должны были закрывать фестиваль искусств «Хворостовский».


