Иван Соллертинский: человек — амфибия на бескрайних музыкальных просторах

Дата публикации: 26 августа 2020

В двадцать два года уроженец Витебска, перебравшийся к тому моменту в Ленинград, признаётся в любви… к музыке, считая её идеальным языком общения и выражения самых сокровенных чувств.
Где тут учат на Соллертинского? Юноша бледный со взглядом горящим своим вопросом поставил в тупик девушку, принимавшую документы от абитуриентов в Российской академии музыки имени Гнесиных. Молодой человек, не дождавшись ответа, в сердцах уронил на стол барышни книгу «Музыкально-исторические этюды» за авторством И. И. Соллертинского и гордо зашагал прочь, обещая, впрочем, вернуться.
Через пару дней парень действительно появился в комнате приемной комиссии — его уже встречал строгого вида профессор. Ученый муж решительно заявил, что музыковедов в учебном заведении, конечно же, готовят, но пока никому за последние сто лет не удалось стать вторым Соллертинским.
Иван Соллертинский: человек — амфибия на бескрайних музыкальных просторах
Иван Иванович — человек энциклопедических знаний, чьи культурно-просветительские интересы были устремлены сразу в несколько областей. Самый коварный вопрос: а кем считать Соллертинского — литературоведом, филологом, философом, театральным критиком, лектором или все-таки музыковедом? Его истинная профессия даже не редкая, а практически полностью вымершая в наше время узких специализаций — Иван Соллертинский был интеллектуалом, обладающим не только специальными знаниями, но и общим видением ситуации в искусстве со всеми его частностями, нюансами, особенностями.
В двадцать два года уроженец Витебска, перебравшийся к тому моменту в Ленинград, признаётся в любви… к музыке, считая её идеальным языком общения и выражения самых сокровенных чувств. К постижению истинных ценностей самого совершенного жанра из мира культуры Соллертинский шёл необычным путём: сначала изучал философию, потом театроведение, затем занимался с композитором Николаем Малько и брал у него уроки дирижирования. Быстро впитав базовые знания, Соллертинский перешёл на самообучение.
Иван Соллертинский: человек — амфибия на бескрайних музыкальных просторах
К слову сказать, Соллертинский так и не получил полноценного музыкального образования, что, впрочем, не помешало ему знать и понимать замыслы композиторов, искусно разгадывать кружение нотных знаков в партитурах и находить в них самые лакомые кусочки, которые он щедро предлагал вкусить слушателям во время лекций, предваряющих концерты.
Феномен Соллертинского в том, что о сложном он рассказывал доходчиво, не засоряя головы слушателей факультативной информацией, а в простых и, на первый взгляд, неинтересных вещах находил крупицы гениальности. Может быть, поэтому его выступления в Ленинградской филармонии проходили с неизменным аншлагом. Нынешним музыкальным лекторам остаётся только завидовать успеху Соллертинскому и многому поучиться у него в плане профессиональной состоятельности.
Иван Соллертинский: человек — амфибия на бескрайних музыкальных просторах
Иван Иванович прожил всего 41 год. Он скоропостижно скончался в 1944 во время эвакуации в Новосибирске. Рассуждения о том, как много он не успел сделать, написать, рассказать звучат искусственно, фальшиво. Этот уникальный человек оставил огромное культурное наследие, которое не пылится «мёртвым» грузом в архивах библиотек, а по-прежнему вызывает неподдельный интерес. На сайте одного из крупных интернет-магазинов в разделе «Новинки» появились работы Ивана Соллертинского. Предположения о том, что издали его ранее неопубликованные труды, не оправдались. В подборке значилось несколько экземпляров «Музыкально-исторических этюдов», выпущенных в 1956 году. Цена каждой книги — 750 рублей, что превышает стоимость «бесценных» бестселлеров отечественных романистов. «Этюды» Соллертинского «разлетелись» по рукам за считанные часы. Нашему пытливому юноше, атаковавшему Академию имени Гнесиных, возможно, посчастливилось перехватить неповторимое по стилистике и содержательности исследование Ивана Ивановича Соллертинского.
Текст: Ирина Столярова
На записи звучит фортепианное Трио Шостаковича, посвящённое памяти Соллертинского.

Последние события

Челябинский театр оперы и балета открывает 70-й сезон

Челябинский театр оперы и балета 9 сентября вновь распахнет двери для зрителей после летнего перерыва. Юбилейный сезон коллектив начнет со II Фестиваля мировых премьер музыкальных театров России.

Завершился приём заявок на конкурс «Вся страна»

Оргкомитет Всероссийского конкурса этнической музыки «Вся страна» завершил приём заявок. Имена победителей станут известны на финальном гала-концерте, который пройдет в Москве в начале декабря.

Исток «Реки талантов»

Серия отборочных мастер-классов проекта «Река талантов» для молодых солистов пройдёт в Санкт-Петербургском Доме музыки. Лучшие участники выступят с симфоническими оркестрами в городах Поволжья.

Поиск по сайту