Иван Соллертинский: человек — амфибия на бескрайних музыкальных просторах
Дата публикации: 26 августа 2020
В двадцать два года уроженец Витебска, перебравшийся к тому моменту в Ленинград, признаётся в любви… к музыке, считая её идеальным языком общения и выражения самых сокровенных чувств.
Где тут учат на Соллертинского? Юноша бледный со взглядом горящим своим вопросом поставил в тупик девушку, принимавшую документы от абитуриентов в Российской академии музыки имени Гнесиных. Молодой человек, не дождавшись ответа, в сердцах уронил на стол барышни книгу «Музыкально-исторические этюды» за авторством И. И. Соллертинского и гордо зашагал прочь, обещая, впрочем, вернуться.
Через пару дней парень действительно появился в комнате приемной комиссии — его уже встречал строгого вида профессор. Ученый муж решительно заявил, что музыковедов в учебном заведении, конечно же, готовят, но пока никому за последние сто лет не удалось стать вторым Соллертинским.
Иван Иванович — человек энциклопедических знаний, чьи культурно-просветительские интересы были устремлены сразу в несколько областей. Самый коварный вопрос: а кем считать Соллертинского — литературоведом, филологом, философом, театральным критиком, лектором или все-таки музыковедом? Его истинная профессия даже не редкая, а практически полностью вымершая в наше время узких специализаций — Иван Соллертинский был интеллектуалом, обладающим не только специальными знаниями, но и общим видением ситуации в искусстве со всеми его частностями, нюансами, особенностями.
В двадцать два года уроженец Витебска, перебравшийся к тому моменту в Ленинград, признаётся в любви… к музыке, считая её идеальным языком общения и выражения самых сокровенных чувств. К постижению истинных ценностей самого совершенного жанра из мира культуры Соллертинский шёл необычным путём: сначала изучал философию, потом театроведение, затем занимался с композитором Николаем Малько и брал у него уроки дирижирования. Быстро впитав базовые знания, Соллертинский перешёл на самообучение.
К слову сказать, Соллертинский так и не получил полноценного музыкального образования, что, впрочем, не помешало ему знать и понимать замыслы композиторов, искусно разгадывать кружение нотных знаков в партитурах и находить в них самые лакомые кусочки, которые он щедро предлагал вкусить слушателям во время лекций, предваряющих концерты.
Феномен Соллертинского в том, что о сложном он рассказывал доходчиво, не засоряя головы слушателей факультативной информацией, а в простых и, на первый взгляд, неинтересных вещах находил крупицы гениальности. Может быть, поэтому его выступления в Ленинградской филармонии проходили с неизменным аншлагом. Нынешним музыкальным лекторам остаётся только завидовать успеху Соллертинскому и многому поучиться у него в плане профессиональной состоятельности.
Иван Иванович прожил всего 41 год. Он скоропостижно скончался в 1944 во время эвакуации в Новосибирске. Рассуждения о том, как много он не успел сделать, написать, рассказать звучат искусственно, фальшиво. Этот уникальный человек оставил огромное культурное наследие, которое не пылится «мёртвым» грузом в архивах библиотек, а по-прежнему вызывает неподдельный интерес. На сайте одного из крупных интернет-магазинов в разделе «Новинки» появились работы Ивана Соллертинского. Предположения о том, что издали его ранее неопубликованные труды, не оправдались. В подборке значилось несколько экземпляров «Музыкально-исторических этюдов», выпущенных в 1956 году. Цена каждой книги — 750 рублей, что превышает стоимость «бесценных» бестселлеров отечественных романистов. «Этюды» Соллертинского «разлетелись» по рукам за считанные часы. Нашему пытливому юноше, атаковавшему Академию имени Гнесиных, возможно, посчастливилось перехватить неповторимое по стилистике и содержательности исследование Ивана Ивановича Соллертинского.
Текст: Ирина Столярова
На записи звучит фортепианное Трио Шостаковича, посвящённое памяти Соллертинского.
Последние события
Победители и претенденты на одной сцене
Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.
Петербург готовится к фестивалю Вишневской
На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.