Культ личности Шаляпина

Дата публикации: 29 января 2020

Духом Федора Шаляпина пронизана музыкальная атмосфера Казани. Здесь 31 января откроется Международный оперный фестиваль, носящий имя великого русского баса. Нынешний форум 38-й по счету. Проект за долгие годы существования приучил зрителей к непреложному правилу — никаких экстравагантностей на сцене, сомнительных режиссерских экспериментов. Публике предлагают только классические версии постановок, где главенствует искусство вокала. Целомудренное отношение к оригинальным партитурам и сноскам в нотах самих авторов делает фестиваль уникальным и вовсе не нафталиновым. Весь сценарий крутится вокруг одного знакового имени Шаляпина. Не случайно мероприятие регулярно проходит плюс-минус две недели до и после дня рождения гениального артиста — 13 февраля.

В афише много «шлягеров», в которых некогда блистал Шаляпин — известные оперы Верди, Россини, Пуччини, Чайковского, Римского-Корсакова и, конечно же, Мусоргского. В его «Борисе Годунове» Федор Иванович достиг невиданных высот мастерства. Этот спектакль неизменно становится доминантой фестиваля, его центральным событием. И всякий раз невольно возникает вопрос о том, что же чувствует исполнитель роли царя Бориса во время пропевания роли всей жизни Шаляпина? Тень этого гения не преследует артиста, обязанного выкладываться по максимуму и соответствовать высокому исполнительскому уровню?


«Бориса Годунова» «придержали» до 12 февраля. В этот день на сцену Татарского академического театра оперы и балета имени Джалиля в главной партии выйдет солист театра и ГАБТа Михаил Казаков. У артиста есть право выдать партию только с предельной самоотдачей. Та же задача стоит и перед другими участниками спектакля, представляющими многие крупные театры — Мариинский, «Новую оперу», Астраханский, Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Такая «театральная мозаика» — главная «фишка» Шаляпинского форума в Казани. Трудно обойти вниманием и участие в постановке Михаила Светлова. Уроженец Москвы, а ныне американец и солист Метрополитен, один из ярких русских голосов на Западе исполнит партию Варлаама.
Заявленный организаторами принцип «брать публику» яркими приглашенными солистами работает безотказно и в спектакле «Царская невеста». Сочинение Римского-Корсакова начнет оперный марафон в столице Татарстана — представление покажут 31 января и 1 февраля. Сменяя друг друга, без видимой, казалось бы, интриги проект будет постепенно раскручиваться, давая публике возможность насладиться хорошим звуком и слаженным ансамблем — не такая уж мелочь на фоне укрепления в общемировой практики так называемой режиссерской, а не дирижерской оперы.

19 февраля великолепная «остановка» — опера «Набукко» в исторических декорациях. Казанский ответ Кириллу Серебренникову, нашумевшему своей авторской версией Верди в Германии. Постановка полностью оправдывает присутствие в названии фестиваля слова «международный». Спектаклем продирижирует итальянец Стефано Романи. Правило, что русские исполнители лучше исполняют «свою» отечественную музыку, а итальянцы — произведения соотечественников, может при современной оперной палитре выглядеть ходульно, но его никто не запрещал.
За другими примерами далеко ходить не надо. 23 февраля, в последний вечер Шаляпинского фестиваля, прозвучит опера татарского композитора Резеды Ахияровой «Сююмбике». И кто решится возразить организаторам проекта, решившим в заключительном представлении дать возможность казанской публике насладиться пением местной любимицы — сопрано и красавицы Гульноры Гатиной.
Текст: Ирина Столярова

Последние события