«Рыбинское чудо»

Дата публикации: 7 мая 2022

312 километров по шоссе от Москвы, 85 — от Ярославля. Невозможно далеко от Берлина, Варшавы и Парижа. Рыбинск. Волга. Сердце России. Концерт Международного фестиваля Юрия Башмета. И самые талантливые его участники — зрители, дышащие в такт музыке и пропускающие через свои души ее малейшую деталь.
«Рыбинское чудо»
Фото предоставлено пресс-службой Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета
Юрия Башмета и его оркестр в Рыбинске ждали ровно год. Маэстро и его музыкантов здесь не просто любят — их боготворят. Казалось, на концерт в не самый уютный Дворец культуры «Вымпел» на окраине города пришел весь Рыбинск целиком — во главе с мэром и местным правительством в полном составе. 700-местный зал переполнен, приставные стулья давно кончились, но их тащат и тащат из буфета и подсобок.
Казалось бы, в атмосфере подобного обожания артистам можно и не напрягаться: составить программу из проверенных классических шлягеров и купаться в слушательской любви. Но Маэстро не был бы собой, если бы и здесь со всей бескомпромиссностью не повел публику вглубь, к далеко не самым популярным симфоническим хитам, заставив ее не только сопереживать музыке, но и думать, размышлять.
«Рыбинское чудо»
Начав программу с эффектной бетховенской увертюры к «Кориолану», Башмет следом ринулся в сложнейший, полный невообразимых контрастов и стилистических переключений Первый фортепианный концерт Альфреда Шнитке. Как тут не вспомнить многолетнюю дружбу гениального автора и великого исполнителя, а еще репутацию Башмета как ярого пропагандиста советского музыкального авангарда второй волны. Невероятную сольную партию в концерте блистательно исполнила дочь Юрия Абрамовича, замечательная пианистка Ксения Башмет. Эксперимент, казавшийся очень рискованным, оправдался полностью — рыбинская публика слушала обжигающе резкую, очень трудную даже для профессионалов музыку Шнитке, затаив дыхание. И не просто слушала — точно понимала ее язык и смысл. Особенно ясно это проявилось в самом конце сочинения, когда Маэстро и оркестр после финальной точки держали очень долгую, почти полуминутную паузу, улавливая последние, еле ощутимые отзвуки и вибрации. Никто в зале в этот момент даже не шелохнулся. Поверьте, такие мгновения поистине бесценны, они стоят во сто крат дороже самых громогласных оваций.
Овации, конечно же, тоже были, и после Шнитке, и после венчавшей программу Первой симфонии Петра Ильича Чайковского — такой родной, пропитанной насквозь русским мелосом и нашей неизбывной тоской. И не случайно, закончив дирижировать, растроганный до слез маэстро подошел к микрофону и обратился со словами благодарности к поистине гениальной публике Рыбинска, вместе с музыкантами сотворившей настоящее чудо.
«Рыбинское чудо»
Роман Берченко,
Радио «Орфей» из Рыбинска

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.