«Сказ о Борисе и Глебе»
Дата публикации: 5 мая 2022
Вечером 4 мая в рамках Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета ярославская публика впервые увидела хоровую оперу Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе» — и испытала настоящее потрясение, многократно усиленное магией сцены легендарного театра драмы имени Федора Волкова.
Парящие над сценической площадкой гигантские проекции иконописных ликов первых русских святых великомучеников — братьев Бориса и Глеба (сценография Алексея Трегубова). Два солиста-контр-тенора — словно души святых, обращенные к нам с небес (Владимир Магомадов и Олег Рябец). Почти 250 участников действа. Прежде всего, неимоверные хоровые силы, собранные замечательным хормейстером Александром Соловьевым: несколько академических коллективов из разных городов страны (Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода), народный хор Гнесинской академии и Мужская военная капелла Санкт-Петербурга. Пластический театр Алишера Хасанова, на языке сценического движения раскрывающий суть происходящего, его скрытые пласты. Симфонический оркестр «Новая Россия». Множество народных инструментов — от солирующей домры и цимбал до жалеек, баянов и ударных. Сам автор идеи и музыкальный руководитель постановки, маэстро Юрий Башмет, исполняющий партию сольного альта — важнейшую, ключевую, ведущую нас через все действие.
Дирижер из далекого Эквадора — Фреди Кадена, сумевший прекрасно почувствовать и выразить столь непривычную для него звуковую среду. Внешне неброская, но точная и стильная режиссура Павла Сафонова. Выдающийся актер театра и кино Андрей Мерзликин в роли великого князя Ярослава, в свои молодые годы еще не прозванного Мудрым. При минимальном количестве текста, отведенного своему персонажу, почти без внешних эффектов, за час с небольшим сценического времени артист проживает на наших глазах почти безграничный спектр эмоций и смыслов. Это и человеческая трагедия потери родных братьев, и нравственная трагедия осознания вероломства и предательства близкого человека — ведь их убийцей оказывается еще один родной брат Бориса, Глеба и самого Ярослава — Святополк. Это и драма властителя, старающегося удержаться у власти в период потрясений и мучительно пытающегося понять, чего хочет и чего ждет от него народ. Тот самый необъятный, неисчислимый народ, который воплощен в спектакле хоровой массой — основным двигателем драматургии, ее главным героем, действующим не как привычный нам кантатно-ораториальный ансамбль, а как подлинный древнегреческий хор — вопрошающий, требующий к ответу, негодующий, молящий, сострадающий…
И, наконец, может быть, самое важное: невероятная, парадоксальная, будоражащая, разрушающая все и всяческие стилевые законы и стереотипы музыка Александра Чайковского — в ней в один кипящий котел сплавлены архаические роспевы и джазовая пульсация, обрывки пронзительных мотивов в духе Астора Пьяццоллы и отголоски городского романса… Но при всем этом несоединимом разлёте в партитуре «Сказа о Борисе и Глебе» есть главное — боль и нерв, возникающие при обращении к одному из самых трагических, узловых моментов нашей истории, — вроде бы очень далекому, но обретающему сегодняшнее, живое звучание и дыхание.
текст — Роман Берченко; фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.