Транссибирский Арт-фестиваль. «Вадим Репин и друзья»
Дата публикации: 1 апреля 2022
Бурю самых разных эмоций испытала публика Концертного зала имени Каца на камерном вечере, где впервые выступили вместе выдающиеся солисты — скрипач Вадим Репин, виолончелист Нарек Ахназарян и пианист Итамар Голан. Подробности в репортаже Марины Сёминой.
От трагического восприятия действительности через спокойствие и философский взгляд на себя и на мир мы приходим к светлому и чистому осознанию настоящей любви. Наверное, таков смысл очередного концерта Транссибирского Арт-фестиваля. Довольно редко исполняемые трио Сергея Рахманинова и Дмитрия Шостаковича, а также скрипичная и виолончельная сонаты Сергея Прокофьева прозвучали 31 марта в Новосибирской филармонии. Вадим Репин пригласил на этот вечер прекрасных музыкантов, это виолончелист из Армении Нарек Ахназарян и профессор Парижской консерватории пианист Итамар Голан.
Итамар Голан: «Сегодня моя последняя ночь в Сибири, я провёл здесь прекрасную неделю, я не знаю, что творится в мире, и это даже хорошо, я словно в каком-то чудесном сне. Мы мало репетировали перед концертом, из-за этого, возможно, выступление не было идеальным, но мы и, надеюсь, публика получили удовольствие, а работать всегда есть над чем, это нормально. Мне нравятся вечера, где есть возможность поиграть с разными инструментами. С виолончелью я постарался найти абсолютно другой звук, потому что скрипичная и виолончельная сонаты Прокофьева очень разные. А трио Шостаковича — тоже удивительная музыка. Несмотря на то, что композитор написал его совсем юным, это очень сложное произведение, и инструментально, и по выстраиванию мысли. Ну и снова быть на одной сцене с Вадимом Репиным после шести лет перерыва, для меня это особенно приятное дежавю».
К началу концерта в зале не было свободных мест, новосибирская публика оживлённо обсуждала предстоящее событие. Здесь нет случайных зрителей, каждый из присутствующих любит и ждёт фестиваль Вадима Репина из года в год, а кто-то традиционно сразу берёт билеты на все концерты.
Открыло программу мощное Элегическое трио молодого Сергея Рахманинова. Это сочинение вдохновлено музыкой его обожаемого кумира — Петра Ильича Чайковского, который в своё время разглядел талант юного композитора и способствовал его продвижению. Музыка невероятно красивая, словно очищающая, исцеляющая река — разливаясь со сцены в зрительный зал, она проникает в самое сердце каждого слушателя. Иногда кажется, что эмоционально музыканты выходят за пределы своих возможностей. Основное настроение этой композиции всё же печальное: человек будто в какой-то момент смиряется с тяжёлыми мыслями и обстоятельствами, однако внутренняя борьба продолжается, перерастая в мольбу о помощи, но минорный трагический финал не даёт нам ответа — услышана эта просьба или нет.
Нарек Ахназарян: «Я испытал сегодня на концерте бурю эмоций, здесь и трагедия, и юмор, и радость, и горе, и любовь, конечно же. Но все мои эмоции умножаются в тысячу раз, и это связано не только с программой вечера. Я наконец-то впервые приехал на Транссибирский Арт-фестиваль, и я счастлив быть на одной с сцене с Итамаром Голаном и моим кумиром Вадимом Репиным. Для меня он один из самых легендарных скрипачей своего времени, я вырос на его музыке. Мой папа тоже скрипач, и в своё время много путешествовал с концертами по миру, он привозил записи разных исполнителей, в том числе, Вадима Репина. Я помню, что слушал его феноменальное исполнение скрипичного концерта Чайковского. Я выступал со многими известными музыкантами, но сегодняшняя встреча с кумиром детства — для меня огромная радость. И сейчас меня переполняет чувство счастья. Я рад ещё, что с Вадимом и Итамаром мы совпали и в музыкальном смысле, и в человеческом. Бывает так, что, независимо от уровня исполнителей, между музыкантами не происходит, что называется, химии. Но в данном случае, несмотря малое количество репетиций (я приехал только вчера), с первых нот мы сразу почувствовали друг друга и поняли, что мы одной волне, что обсуждать особо нечего, просто нужно играть и получать удовольствие».
Вторым номером программы камерного вечера стала Скрипичная соната Прокофьева, которую композитор писал трудно и долго — около восьми лет. Сочинение не только высоко оценила публика, но и вскоре после премьеры в исполнении Давида Ойстраха и Льва Оборина в 1946 году Сергей Сергеевич получил за это произведение Сталинскую премию. «Ветер гуляет по кладбищу» — так писал сам композитор о первой части. Эта соната совершенно непохожа по стилю на привычного нам жизнерадостного, остроумного Прокофьева, разве что в финале есть намёк на живость, но это, скорее, лихорадочная и совсем нездоровая энергичность. В этой музыке много боли, открытой, давящей, причём, она как бы накатывает волнами, но не утихает окончательно, это боль, которая, что самое страшное, становится привычной. Отрывки из сонаты звучали на похоронах Прокофьева, которые для большинства прошли тихо и незаметно, ведь композитор умер 5 марта 1953 года, в тот же день, что и Иосиф Сталин.
Светлым и мудрым ответом на вопросы первой части программы становится следующее произведение — ещё одна соната Сергея Прокофьева, виолончельная, написанная почти сразу после скрипичной. Сложно поверить, что эту музыку композитор создал в один из самых сложных периодов своей жизни, связанным с напряжённой обстановкой в стране. В то время некоторые сочинения Прокофьева были под негласным запретом, но виолончельная соната всё-таки прозвучала в 1950 году в исполнении Ростроповича и Рихтера после многочисленных проверок и прослушиваний, когда представители цензуры убедились, что произведение «не чуждо народному духу». И Нарек Ахназарян с Итамаром Голаном отлично передали дух сочинения, но конечно же, он не столько народный, сколь глубоко личный. Эта музыка о человеке, уверенном в собственный силах, смотрящем одинаково ясным спокойным взглядом и на внешние обстоятельства, и на свои эмоции. Здесь есть вера в будущее и оптимизм, а еще философская умеренность, — ее прекрасно передаёт бархатный, густой тембр виолончели.
Нарек Ахназарян: «Я считаю, что наш мир, отчасти, жесток, мы живём в сложное время, и иногда, по моему мироощущению, могу сказать, что я люблю виолончель больше, чем некоторых людей. Причём, независимо от того, мой это инструмент или чей-то другой. Моя виолончель для меня, безусловно, как живой человек. Если раньше я как-то ещё не мог определиться, кто это для меня — мужчина или женщина, то сейчас скажу точно — женщина. Потому что с другом сложно проявлять какую-то ласку во взаимоотношениях, а именно с женщиной возможна такая глубокая эмоциональная любовь. Так что, у меня две спутницы жизни, одна из них — мой инструмент. Сегодня играл на виолончели, сделанной всего три месяца назад замечательным мастером, моим другом, его зовут Габриэль Жабран Якуб. Это великолепный инструмент, играть на этой виолончели — одно удовольствие».
В финале концерта восторжествовала любовь — причем-то самое светлое и нежное чувство, которое человек испытывает, влюбляясь в первый раз. Семнадцатилетний Шостакович посвятил свое фортепианное трио Татьяне Гливенко. Композитор познакомился с ней в крымском санатории и влюбился без памяти. К сожалению, эта история ничем не закончилась, Шостакович на протяжении десяти лет писал письма своей возлюбленной, не решаясь сделать ей предложение. А когда всё же решился — опоздал. В этой музыке ещё прослеживается влияние Глазунова, Скрябина, Чайковского, но, тем не менее, уже ясно слышится уникальный стиль самого Шостаковича, его неповторимый музыкальный язык, где уживаются непримиримые противоречия.
Вадим Репин: «Главное, когда твои партнёры умеют разговаривать, когда они не скованы проблемами, педагогами — тут по-разному бывает. Мы все имеем большой опыт, поэтому мы встретились, чтобы как-то логически друг друга дополнять, делиться своими эмоциями и музыкальными красками. Программа строилась изначально на двух трио, которые довольно редко исполняются. С трио Рахманинова меня когда-то познакомил Владимир Ашкенази, трио Шостаковича я играл также давно с Мишей Майским. Поэтому во мне эта музыка живёт. А дальше мы дополнили эти композиции другими. Скрипичную сонату Прокофьева я тоже очень люблю, а виолончельную предложил сыграть Нарек. Вот так, совместными идеями получилась программа сегодняшнего концерта, и мне кажется, она очень красивая».
Под занавес камерного вечера прозвучал шикарный бис — вокализ Рахманинова в великолепном переложении для скрипки, виолончели и фортепиано, которое специально для фестиваля сделала мама Нарека Ахназаряна — пианистка и педагог Гаянэ Араевна Ахназарян. Для этой музыки не нужны никакие слова. Зал аплодировал стоя.
Сегодня, в первый день апреля, Транссибирский фестиваль представляет ещё один замечательный концерт в Новосибирской филармонии. На сцене зала имени Арнольда Каца выступит ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета с программой «Ван Гог. Письма к брату». В роли чтеца — известный актёр театра и кино, художественный руководитель театра Наций Евгений Миронов.
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.