«Разбойники» Верди. Опера, растасканная на куски
Дата публикации: 22 июля 2022
Опера «Разбойники» Джузеппе Верди — малоизвестное творение итальянского мастера. Её нельзя назвать шедевром, но музыка в ней весьма симпатичная. Композитора подвёл либреттист — остросюжетную поэму молодого Шиллера он не смог вписать в каноны оперной постановки. В итоге четыре полноценных акта лишены единства драматургической линии и напоминают лоскутное одеяло, где каждый фрагмент — будь то ария, дуэт, хоровая сцена — хорош и ярок сам по себе. При этом премьера оперы, состоявшаяся 175 лет назад в Лондоне, имела большой успех.
22 июля 1847 года в Театре её Величества присутствовали королева Виктория и принц Альберт, а дирижировал спектаклем сам автор. «Разбойники» была первой оперой, написанной молодым Верди под заказ для неитальянского театра. Сам композитор впоследствии называл тот период «годами галер», поскольку контракты обязывали его сочинять несколько опер в год. Такая практика была обычным делом для Россини и Доницетти, однако для Верди работать в таком темпе было тяжело. Вот и «Разбойников» он писал параллельно с «Макбетом».

Бытует мнение, что всё вдохновение Верди вложил в свою первую шекспировскую оперу, тогда как трагической истории семьи Мооров уделил меньше внимания. Суждение отчасти спорное, ведь вступление к опере, где звучит лирическая тема, порученная соло виолончели, выдаёт в Верди автора, обладавшего богатейшей оркестровой палитрой. Будущего автора «Травиаты», появившейся через год после «Разбойников», и затем «Риголетто». Равно как и трудно назвать недостаточно яркими мелодии арий главных героев «Разбойников».

В этой опере Верди уже привычно для себя испытывает вокалистов на выносливость и техническую состоятельность, четко придерживаясь законов классического бельканто (от которого он отойдёт в своих поздних операх веристского толка). Для оперных звёзд, таких как Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье (запись 1982 года) — это возможность показать свою феноменальную технику. А если есть желание послушать «Разбойников» целиком, то существует запись спектакля 2002 года в постановке Ковент-Гарден, где партию Франческо поёт Дмитрий Хворостовский. Она еще раз убеждает, что у Верди не бывает откровенно плохих опер.
Автор текста: Ирина Столярова
Последние события
Архитектурные памятники распахивают двери
Традиционная акция «Дни исторического и культурного наследия» продлится в Москве до конца года. Желающие побывают в зданиях-памятниках архитектуры, которые обычно закрыты для посещений.
Театры Ярославской области профинансировали
Культурным площадкам Ярославской области выделили дополнительное финансирование. Средства получили Театр юного зрителя, Театр кукол и Культурно-просветительский центр имени Валентины Терешковой.
Международный хоровой фестиваль «Голос великой степи» подводит итоги
Международный хоровой фестиваль «Голос великой степи» 18 апреля завершился в Алматы. Смотр объединил более 800 музыкантов. Российские коллективы участвовали в событии дистанционно.