IХ Транссибирский Арт-фестиваль. К 100-летию Персимфанса

Дата публикации: 24 марта 2022

Пятый концерт IХ Транссибирского Арт-фестиваля состоялся 23 марта и был посвящен столетию Персимфанса — уникального коллектива, который был создан в 1922 году по инициативе Льва Цейтлина, выдающегося скрипача и педагога, которого называли «лучшим концертмейстером Европы». В коллективе было сто превосходных музыкантов, в основном, из Большого театра и консерватории, и не было дирижера. Это было реальное воплощение идеи «коллективного труда». Персимфанс исполнял сложнейшие произведения Чайковского, Скрябина, Листа не только в филармонии, но и в рабочих клубах, в заводских цехах и на открытых площадках в парках. Рассадка оркестрантов отличалась от привычной: на сцене музыканты садились кругом, чтобы видеть друг друга. Первый концерт Персимфанса состоялся 13 февраля 1922 в Колонном зале Дома союзов. Музыкальный критик Арнольд Цуккер, очевидец этих событий, остроумно замечал: «Говорят, что там были тогда все дирижёры, существовавшие в природе в радиусе не менее 500 вёрст». Но дирижеры были не на сцене, а в зале. Концерт прошел с большим успехом, а потом состоялся митинг, на котором было его обсуждение. Оценки были весьма разноречивы, но отрицать превосходное качество исполнения и профессионализм музыкантов было невозможно. Высочайшие оценки выступлениям Персимфанса давали многие известные музыканты того времени, среди которых Отто Клемперер и Сергей Прокофьев. По образцу Персимфанса в разных городах СССР, а также в разных странах стали возникать ансамбли без дирижеров: в Киеве и Ленинграде, в Харькове и Одессе, в Варшаве, в Лейпциге, в Нью-Йорке… Персимфанс просуществовал до 1933 года, но идея его не растворилась во времени — она жива и сегодня. В 2009 году участниками нового Персимфанса стали наши современники, музыканты, которые ищут новые подходы в исполнительском искусстве, которые декларируют свободу творческого высказывания. Эта свобода имеет даже чисто внешние проявления — на сцену музыканты выходят в костюмах и платьях самых разных цветов — красного, белого, черного, зеленого… (Правда, за этой «анархией», как выясняется, стоит тщательная творческая работа художника).
IХ Транссибирский Арт-фестиваль. К 100-летию Персимфанса
Не менее, а, пожалуй, более важны те проявления творческой свободы, которые самым непосредственным образом влияют на исполнение музыки, выбор программы, ее концепцию. Программа, которую была представлена публике в Новосибирске 23 марта, ярко продемонстрировала богатые возможности и преимущества тех принципов, которые легли в основу Персимфанса. Прежде всего, это ансамбль превосходных солистов, который может мгновенно трансформироваться и в камерный ансамбль, и в биг-бэнд, и в симфонический оркестр, представляя самые разные стилевые течения и жанровые варианты. Именно этим, по-видимому, объясняется выбор программы. Второй Бранденбургский концерт Баха был исполнен камерным барочным составом (своеобразный привет Лейпцигскому симфоническому ансамблю 20-х годов ХХ века). «Ромео и Джульетта» Чайковского — отсылала к традициям романтического оркестра (знак внимания Петросимфансу). «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (солист Петр Айду) заставляла вспомнить джазовый биг-бэнд, в котором каждый участник — по сути, солист, в том числе и рояль, который в этом случае поставлен не на авансцену, как это бывает обычно, а «погружен» внутрь ансамбля (это исполнение — отсылка Амсимфансу); а Сюита Мейтуса «На Днепрострое» (абсолютный раритет!) и композиция Пендерецкого «Плач по жертвам Хиросимы» напомнила о ярких находках и достижениях музыкального авангарда начала и середины ХХ века (напоминание о киевском Вторсимфансе и Варшавском симфоническом ансамбле). Концептуальным оказался и бис — композиция Д. Кэйджа «4’33’’», которую музыканты исполнили стоя. Идея исследования природы тишины и звуков жизни, возникшая в середине 50-х годов прошлого века, как оказалось, актуальна и сегодня, но вот чем наполнена сегодняшняя тишина — какими чувствами и мыслями — каждый слушатель решал сам.
IХ Транссибирский Арт-фестиваль. К 100-летию Персимфанса
Текст — Ольга Кордюкова, фото — пресс-служба фестиваля

Последние события

В Прадо выставят обнаруженное полотно Караваджо

Национальный музей Прадо в Мадриде впервые покажет публике картину Караваджо «Се человек». Три года назад история этой работы потрясла мир искусства.

Эрмитаж готовит масштабную выставку фламандского натюрморта

Эрмитаж создаст в залах Зимнего дворца макет рыночной площади фламандского города для показа масштабной выставки натюрморта XVII века.

Фестиваль искусств «Елена» проведут в Петербурге

Седьмой международный фестиваль искусств «Елена» пройдёт в Северной столице с 15 мая по 17 июня. В этом году форум посвящён 85-летию со дня рождения Елены Образцовой.