Вадим Репин. Послесловие к мастер-классу
Дата публикации: 29 марта 2022
Одна из непреложных традиций Транссибирского Арт-фестиваля — мастер-классы для юных музыкантов, которые проходят под девизом «Просто общайся со звездой». Их проводят, практически, все солисты, которые участвуют в концертах фестиваля. Мастер-классы проводятся в Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, в музыкальном колледже имени Мурова, в специальной музыкальной школе, и каждый мастер-класс вызывает огромный интерес и у педагогов, и у начинающих музыкантов. И, конечно, приезжая в родной Новосибирск, Вадим Репин тоже обязательно встречается с талантливыми юными музыкантами.
Наблюдать за его занятиями — огромное удовольствие. Знаменитый скрипач не произносит никаких зажигательных и пафосных речей, не подавляет своим авторитетом. Очень доброжелательно, спокойно, с улыбкой он говорит о, казалось бы, очень простых вещах — о фантазии, о необходимости задумываться над деталями и подробностями, из которых в результате рождается живая волнующая музыкальным история. Конечно, иногда берет в руки скрипку. Все происходящее на его мастер-классе кажется очень органичным и естественным.
А вот как он сам относится к педагогической деятельности, — об этом мне удалось поговорить с Вадимом Репиным после его мастер-класса.
О. К.: Вадим, как Вы чувствуете себя в роли педагога, как относитесь к идее мастер-классов?
В. Р.: Для меня это очень сложно! Мастер-классы — не совсем преподавание: они забирают энергии в пять раз больше, чем общение со студентами, которых ты от урока к уроку стремишься чему-то научить. Когда у тебя часовой мастер-класс, пытаешься дать ученикам важную информацию, которая им пригодится не только в том произведении, которое они играют сегодня, а в принципе: как заниматься, как преодолевать трудности и проблемы.
О. К.: То, что Вы им советуете, идёт от Вашего личного опыта, или из детства, от Захара Брона и его уроков?
В. Р.: Я не вижу разницы между уроками Брона и моим опытом, это одно целое. Конечно, мне уже тоже не семнадцать лет, и я накопил собственный багаж. Любая история, любой концерт — всё это опыт для артиста.
О. К.: Меня поразило, что на мастер-классе Вы давали много советов, посвященных конкретным мелочам, из которых вдруг возникала живая музыка. Есть выражение: «дьявол кроется в деталях», но, если его перефразировать, получается, что в деталях живёт настоящая, живая, горячая музыка, которой часто не хватает маленьким ребятам, даже очень талантливым.
В. Р.: Они ещё маленькие — один откликается моментально, у другого не получается сразу что-то изменить. Некоторые просто зажаты и не могут играть иначе, что им ни говори, ни показывай, — вот так заучил и всё, по-другому невозможно. Но у тех, кто хорошо выучен, есть свобода, и они могут во время урока что-то поменять. И порой прямо в классе вдруг виден большой и серьёзный шаг вперед.
О. К.: А у Вас был собственный опыт, когда Вы переступали какой-то барьер и чувствовали, что открылись новые горизонты?
В. Р.: Конечно.
О. К.: С чем это было связано?
В. Р.: Иногда на концерте вдруг что-то открывалось в плане выразительности… Шкала откровения — одна из важных ступеней, которую нужно пройти каждому артисту. В юности это связано с развитием чувств и эмоций. Это развитие психики реализуется в музыке и даёт то самое откровение, которое потом возникает в исполнениях.
О.К.: Элисо Константиновна Вирсаладзе как-то рассказывала, что когда бабушка начинала её учить, она не использовала этюдов, а обучала её технологическим вещам на художественном материале. Возможно ли это в педагогике как принцип или всё-таки вначале должна быть технология, а опыт чувствования и выразительности достигается позже, с ростом личности?
В. Р.: Не знаю — наверное, у каждого по-своему. Я в детстве играл много этюдов и даже сейчас, в период пандемии, после вынужденных пауз приходил в форму как раз с помощью этюдов, чтобы вернуть мышечные ощущения. Каждый артист находит свой баланс: как ему заниматься. Но когда даешь советы, смотришь прежде всего на уровень техники. И когда понимаешь уровень оснащенности ученика, можно давать ему советы. А универсального рецепта нет.
О. К.: А здесь, в Новосибирске, сейчас хороший уровень подготовки юных музыкантов?
В. Р.: Да, есть прекрасные ребята, видно, что молодёжь находится на хорошем уровне. Но есть и избранные, так было, и будет всегда: все не могут быть гениями. Это касается не только начинающих музыкантов, но и педагогов. Иногда благодаря одному человеку рождается школа, потом шестьдесят, семьдесят лет ничего нет, и вдруг ещё кто-то рождается или волею судьбы оказывается на том же месте — и происходит новый расцвет. Поэтому, когда говорят: «русская школа», я перефразирую и говорю, нет, это «русская традиция», богатейшая и фантастическая. Но школа, — это один человек, который умудрился своим талантом создать школу.
О. К.: Как Вы считает, музыке надо учить всех? Или всё-таки только тех, кто ей предназначен?
В. Р.: Нет, абсолютно всех! Это так же важно и полезно, как читать, заниматься спортом. Интеллект работает по-другому, когда человек пытается управлять моторикой, чтобы издать звуки, которые что-то выражают. Это огромная работа мозга и она моментально выводит мышление на более высокий уровень.
О. К.: Но это не значит, что нужно обязательно играть? Можно же просто слушать, накапливать опыт…
В. Р.: Нет, желательно именно играть, на любом инструменте — неважно, хоть палками стучать, ведь даже ритмический рисунок сам по себе очень выразителен.
Беседовала Ольга Кордюкова
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.