Транссибирский Арт-фестиваль. Сонатный вечер в Красноярске
Дата публикации: 28 марта 2022
Романтичный вечер камерной музыки подарили красноярской публике скрипач Вадим Репин и пианист Итамар Голан.
Красноярск можно смело назвать второй музыкальной столицей Транссибирского Арт-фестиваля. Для этого города всемирно знаменитый проект Вадима Репина — событие, которое любители классической музыки с нетерпением ждут каждый год. 27 марта на сцене Малого зала Красноярской краевой филармонии состоялся великолепный вечер камерной музыки, на котором прозвучали сонаты для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси, Эдварда Грига и Сезара Франка. Задолго до события все билеты были распроданы, а к началу концерта публика самых разных возрастов громкими аплодисментами встречала музыкантов. Концерт представили два давних друга, которые не раз выступали вместе в самых разных уголках планеты — скрипач Вадим Репин и пианист Итамар Голан — профессор Парижской консерватории.
Вадим Репин: «Я чувствую удовлетворение от такой потрясающей музыки, от публики, которая слушала нас, можно сказать, не дыша. Я рад, когда случается такой энергетический контакт со зрителями, это очень помогает артистам раскрыться. Особенно я счастлив быть сегодня на одной сцене с Итамаром Голаном, моим давним другом, с которым мы впервые сыграли вместе очень много лет назад, и я не могу назвать континента, где бы мы не выступали. Мне нравится играть с пианистами, которые отчасти вызывают меня на дуэль, от которых исходит мощный импульс и, в тоже время, поддержка, полное взаимопонимание. Когда тебе просто аккомпанируют — это очень скучно».
Открывает программу последнее сочинение Клода Дебюсси — соната для скрипки и фортепиано, завершенная весной 1917 года. Это исповедь человека на тот момент уже серьёзно больного, уставшего, эмоционально разбитого не только из-за физического состояния, но и из-за продолжавшейся мировой войны. Тем не менее, как писал Дебюсси: «эта соната в силу очень человеческого противоречия полна веселого возбуждения…». Именно это произведение, исполненное Клодом Дебюсси вместе со скрипачом Гастоном Пуле, стало прощанием композитора с парижской публикой.
Третья соната Эдварда Грига, напротив, возвращает нас к жизни, сам композитор говорил, что «эта музыка открывает новые горизонты». Здесь практически нет привычного нам норвежского колорита. Перед нами предстаёт человек, готовый бороться за своё счастье, любовь, радость существования. Не зря многие биографы пишут, что над этим произведением Грига словно нависает тень Бетховена. Иногда диалог скрипки и фортепиано напоминает разговор влюблённых, которые спорят, ссорятся, расстаются и мучаются в разлуке, но неизбежно приходят к примирению в финале.
По словам Итамара Голана, музыка этого вечера взволнованная, яркая и, чтобы в полной мере передать содержание каждого произведения, музыканту требуется очень много сил, не только моральных, но и физических.
Итамар Голан: «Играть музыку — это всегда очень эмоционально, но с Вадимом Репиным все эмоции удваиваются или даже утраиваются. Для меня это знаковое выступление, так как мы не виделись с ним довольно долгое время. И скажу вам честно, я давно так не потел на сцене. Впрочем, могу сказать, что такую бурю эмоций я всегда испытываю именно в игре с Вадимом. Для меня огромное удовольствие и большая честь выступать с ним. А какая изумительная публика в Красноярске! Я давно не был в России, и от того с ещё большей радостью играл сегодня для гостей Транссибирского Арт-фестиваля. Слушатели здесь особенные, я чувствую отклик и внимание каждого сидящего в зале. К тому же, я столько слышал о Сибири, читал о ней в произведениях Солженицына, и я рад наконец-то быть здесь, тем более, в качестве наверно пока единственного зарубежного музыканта на этом фестивале. Меня невероятно вдохновляет атмосфера города, люди и, конечно же, музыка. Ведь случается так, что исполнителю бывает сложно отыскать вдохновение, поэтому такие концерты и поездки для меня особенно важны».
В финале программы Вадим Репин и Итамар Голан познакомили красноярскую публику с жемчужиной французской камерной музыки — сонатой для скрипки и фортепиано Сезара Франка. 63-летний композитор посвятил её близкому другу — Эжену Изаи. Он преподнёс знаменитому скрипачу сонату в качестве свадебного подарка. Душевный покой и сердечное тепло — такова атмосфера финальной части этого произведения.
Итамар Голан:«Каждый концерт — это всегда путешествие в разные места и состояния. Сегодняшнее выступление, — прежде всего, путешествие романтическое. Эти три композитора — Дебюсси, Григ и Сезар, — на мой взгляд, очень хорошо сочетаются. Мы постарались на одном дыхании провести публику по музыкальному стилю каждого из этих авторов, донести их эмоции, чувства и переживания».
На бис музыканты исполнили арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского в переложении для скрипки и фортепиано, завершив вечер взволнованным, многозначительным вопросом — «что день грядущий мне готовит?».
Транссибирский Арт-фестиваль продолжается. Сегодня, 28 марта, в Красноярске показали документальный фильм, посвящённый творчеству Вадима Репина, а завтра скрипач выступит вместе с виолончелистом Сергеем Ролдугиным и Красноярским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Ланде. В программе музыка Сен-Санса и «Весна священная» Стравинского.
Репортаж Марины Лоевой
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.