«Па-де-де на пальцах и для пальцев» — четвёртый концерт Транссибирского Арт-фестиваля
Дата публикации: 23 марта 2022
22 марта — четвёртый концерт Транссибирского Арт-фестиваля, в Новосибирске в великолепном концертном зале имени А.Каца — знаменитое «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Это уникальный проект двух выдающихся мастеров — скрипача Вадима Репина и балерины Светланы Захаровой, тот редкий и уникальный случай, когда они оба встречаются на одной сцене. Вместе с ними в проекте участвуют блистательные премьеры Большого театра Артемий Беляков, Михаил Лобухин, Денис Савин, Игорь Цвирко и Новосибирский филармонический камерный оркестр.
Идея проекта возникла более десяти лет назад благодаря упорству одной из горячих почитательниц таланта Светланы Захаровой и Вадима Репиана, руководительницы фестиваля «Луна» в Швейцарии. Вот как об этом вспоминает Вадим Репин:
«У нее была мечта, чтобы мы вдвоем со Светланой оказались на сцене. В течение двух лет она очень активно убеждала нас, и когда, наконец, это случилось, нам это очень понравилось. Проект стал развиваться, появлялись все новые и новые номера, новая хореография, новая музыка, и теперь я каждый раз с радостью предвкушаю каждое такое выступление».
За прошедшие годы «Па-де-де на пальцах и для пальцев» побывало во многих странах мира, так, например, оно стало непременной частью Транссибирского фестиваля в Японии. В Новосибирске в этом году в рамках фестиваля его показали уже в третий раз. Самое памятное выступление было два года назад, в 2020 году, в самом начале пандемии. Рассказывает Светлана Захарова:
«Мы тогда открывали фестиваль этой программой, зал был наполнен до отказа, но мы понимали, что вот-вот наша творческая жизнь прекратится на неопределенное время и очень волновались. Сейчас тоже было волнение, ведь первоначально мы не должны были приезжать, но программа фестиваля несколько раз перекраивалась, и мы решили, что проект „Па-де-де на пальцах и для пальцев“ — это уже традиция Транссибирского Арт-фестиваля, и не стоит ее нарушать».
Па-де –де (pas de deux) — выражение французское, его можно перевести как «шаг вдвоём» или дуэт. Но в балете это особая форма дуэтного танца, которая предполагает совместный выход солистов, а также их сольные вариации. Примерно так и построен концерт Вадима Репина и Светланы Захаровой. Сольные «высказывания» скрипки (как, правило, это знаменитые скрипичные произведения) чередуются с хореографическими номерами, по сути, мини-балетами: тут и головокружительно виртуозный «Венецианский карнавал» Паганини, и упоительное адажио из «Раймонды» Глазунова, и зажигательные «Цыганские напевы» Сарасате, «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса и знаменитый «Умирающий лебедь» — хореографический хит, который в свое время сыграл важную роль в творческой биографии Светланы Захаровой:
«Этот номер я танцевала в 17 лет, когда выпускалась из училища. У нас был класс актерского мастерства, и тогда с педагогом мы отрабатывали вот это особое состояние. Речь шла не о том, как правильно сделать движения руками, а как передать внутренне содержание. Этот номер в моем репертуаре уже много лет, за это время он „оброс“ новыми красками. Тогда это был очень юный лебедь, а сейчас этот номер уже звучит по-другому. Мне кажется, не надо ничего бояться, когда за что-то берешься, нужно смотреть самое лучшее, учиться у великих, но при этом заглядывать в свою душу и брать то, что у тебя накопилось».
Проект «Па-де-де на пальцах и для пальцев» это, конечно, не только популярные и признанные во всем мире шедевры. Очаровательно и очень свежо звучит, например, Дивертисмент Игоря Фролова для двух скрипок и оркестра с азартными и веселыми джазовыми перекличками, в котором вместе с Вадимом Репиным очень достойно солирует концертмейстер Новосибирского филармонического камерного оркестра Юлия Рубина. Восхищает красота, выверенная пластика и совершенство линий в дуэте художника и его музы из балета «Караваджо» (солисты — Светлана Захарова и премьер Большого театра Артемий Беляков, партия скрипки — Вадим Репин). Глубочайшее потрясение вызывает композиция «Revelation» на музыку Джона Уильямса из к\ф «Список Шиндлера» — у многих в зале после нее были слезы на глазах. Заставляет улыбнуться веселая сценка на музыку Антонио Баццини «Хоровод гномов», которую в финале вместе со Светланой Захаровой и Вадимом Репиным разыгрывают премьеры Большого театра Михаил Лобухин и Игорь Цвирко.
«Па-де-де на пальцах и для пальцев» идет час с небольшим без антракта, пролетает буквально на одном дыхании. Зрители, до отказа наполняющие концертный зал, наслаждаются мастерством и талантом артистов, и, как это часто бывает, не задумываются о том, какой огромный труд вложен в этот проект — интеллектуальный и физический, насколько точно выверено в нем каждое движение и каждый звук. При этом проект постоянно развивается — приходит новая музыка, возникает новая хореография.
Вадим Репин:
«У меня есть желание сделать что-то новое –не гала-концерт как сейчас, а произведение, объединенное общей драматургией, возможно даже сюжетом с французской романтической музыкой. Если нам это удастся, будет очень интересно».
И в этом нет никакого сомнения, ну, а в этот вечер — аплодисменты, цветы, автографы и бесконечная благодарность артистам.
Репортаж Ольги Кордюковой
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.