Третий концерт Транссибирского Арт-фестиваля. «И сказка, и жизнь…»
Дата публикации: 22 марта 2022
Начало третьего концерта фестиваля, который состоялся 21 марта в новосибирском ГКЗ им Каца, было сказочным: Шемаханская царица, Царевна-Лебедь, страдающая Марфа — эти прекрасные и совершенно волшебные оперные образы ожили на сцене благодаря гениальной музыке Римского-Корсакова, артистам Новосибирского академического симфонического оркестра, которым в этот вечер дирижировал маэстро Алексей Рубин (дебютант фестиваля), и солистке Большого театра Гузель Шариповой, певице сказочного обаяния и красоты, обладательнице чистейшего прозрачного сопрано. И весь облик певицы, и ее исполнение, полное выразительных подробностей, и тактичное сопровождение оркестра создавало ту самую атмосферу сказки, которая так привлекает в операх великого русского композитора.
А затем сказка стала былью — а как иначе можно назвать то, что даже в нынешних непростых условиях, когда фестиваль несколько раз должен был менять свою программу, традиция представлять совершенно новую музыку все-таки была продолжена. На этот раз мировой премьерой стало исполнение Скрипичного концерта Ильи Демуцкого. Концерт написан для Вадима Репина и посвящен ему. Замысел возник пару лет назад, когда музыканты встретились на одном из концертов, и поначалу идея написать скрипичный концерт была высказана едва ли не как шутка. Но, как известно, в каждой шутке всегда есть большая доля правды — идея воплотилась в развернутый трехчастный концерт.
Рассказывает Илья Демуцкий: «Для меня это, конечно, был вызов. Потому что до этого я много работал и в музыкальном театре, и в драматическом, и в кино, меня вдохновляет идея синтетического искусства. Я с волнением приступал к работе над этим абсолютно непрограммным сочинением. В нем нет никакого сюжета, хотя искушение, конечно, было, и в музыке, наверное, это отразилось — она очень драматически наполненная, но никакой конкретной истории в концерте нет. Я позволяю слушателям что-то расшифровать, прочувствовать, что-то домыслить. Задач у меня было две: я хотел написать концерт в классической форме (конечно, я ориентировался на творчество и Шостаковича, и Прокофьева), а вторая задача — мне хотелось написать что-то светлое и радостное. Не скажу, что это мне абсолютно удалось — в концерте есть и ярость, и тоска, и ностальгия. Я даже хотел написать концерт в ми мажоре, но в конце последний аккорд у меня — „ми мажоро-минор“, в финале я все-таки не даю окончательного ответа, свет это или не свет, а такая рефлексия».
К сочинению концерта Илья Демуцкий отнесся очень ответственно: поскольку скрипичного опыта (ни композиторского, ни исполнительского) у него практически не было (у Ильи дирижерское и композиторское образование, к скрипке он прикасался только в детстве), он решил приобрести инструмент и почувствовать его в руках. В разговоре Илья смеется: «Смычок держать я уже умею». Кроме того, примерно за год до начала работы над концертом он написал, как говорит, «для разминки» небольшое скрипичное произведение. Что это, нам еще предстоит узнать, это секрет, пока оно не было нигде исполнено. Конечно, в работе помогли советы и консультации Вадима Репина.
А вот как о результате этой работы оценивает Вадим Репин: «Концерт получился очень светлым и логически связанным. Даже на первой репетиции с оркестром мне было очень комфортно. Да, конечно, это непрограммная музыка, каждый слушатель его понимает по-своему, у меня моя собственная „история“ сложилась. Есть очень драматические места, есть такая энергичная моторика, которая повышает сердцебиение. Является ли это произведение портретом — автора или исполнителя? Наверное, в какой-то мере, да. Этот концерт мне интересно играть — не просто перелистывать страницы, а от фразы к фразе узнавать, что дальше, пытаться из разных фрагментов построить здание».
А вот еще одно мнение — на этот раз мнение дирижера Алексея Рубина: «Несмотря на то, что в этом произведении много информации для слушателей – много разнообразных ритмов, мелодий, гармоний, много оркестровых красок, тем е менее, он хорошо ложится на слух, его легко воспринимать. Как я уже сказал, он очень красочный, это такой музыкальный пуантилизм. Илья Демуцкий умеет мастерски рисовать красками оркестра. У меня возникают ассоциации со Скрипичным концертом Корнгольда, с музыкой Голливуда и, конечно, с музыкой Петербурга, ведь Илья сам из этого города. Но, в целом, это его собственный стиль, совершенно своеобразный. Мне было очень интересно работать над этой партитурой с композитором, с Вадимом, с новосибирским оркестром, с которым у меня сложились очень теплые отношения. Я счастлив здесь быть, счастлив, что Вадим меня пригласил, что наши планы совпали».
Премьера Скрипичного концерта Ильи Демуцкого состоялась, публика приняла ее очень тепло, была долгая овация, много цветов, бесконечные вызовы на сцену автора и исполнителей. И совершенно нет никаких сомнений в том, станет ли это произведение репертуарным — у Вадима Репина по-другому не бывает: его выбор, а в данном случае, и заказ — всегда точен, всегда оправдан. У произведений, написанных для него и ему посвященных всегда счастливая история.
Во втором отделении концерта прозвучала Пятая симфония Чайковского — произведение знаковое и для всей русской музыкальной культуры, и для Новосибирского оркестра. Музыканты исполняли ее неоднократно, и с приглашенными дирижерами, и с маэстро Арнольдом Михайловиче Кацем. Многим, думаю, памятно их поистине историческое выступление в Москве в 2006 году в Колонном зале на фестивале Симфонических оркестров мира. Всего через год не стало маэстро, и то исполнение стало вспоминаться как его музыкальное завещание. Но удивительное свойство музыки в том, что каждый раз она рождается заново — всегда та же, и всегда новая. Исполнение 21 марта новосибирцами и дирижером Алексеем Рубиным не стало исключением. Это была их версия, которая была выстроена в процессе тщательной работы (репетиций было немало). Возможно, особенно пронзительное драматическое ощущение этой музыки для Алексея Рубина было связано с уходом маэстро Михаила Юровского, с которым Алексею довелось очень тепло и сердечно общаться, готовить новую программу из произведений отца Михаила Владимировича, а также работать над Пятой симфонией Чайковского.
Алексей Рубин: «Он человек редких личностных качеств, конечно, это большой музыкант и дирижер, педагог. Он из тех, кто умеет относиться к людям с любовью. Когда ты с ним общаешься, ты это очень хорошо чувствуешь. Кроме того, это эпоха, это история, у него было общение с Шостаковичем, пересечения со Стравинским, это прямая связь с русской и советской композиторской школой. К сожалению, наш проект не осуществился, мы не увиделись… Так что для меня сегодняшний концерт совершенно особенный».
Такие удивительные пересечения — людей, событий, фактов случаются на Транссибирском фестивале нередко. За каждым его концертом всегда стоит история, и чаще всего, не одна.
Одна из них — уже совсем скоро: 22 марта в Государственном концертном зале имени Каца Вадим Репин и прима-балерина Большого театра Светлана Захарова представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев» — очень личную историю двух больших художников.
Текст — Ольга Кордюкова, фотографии — пресс-служба Транссибирского Арт-фестиваля
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.