Транссибирский Арт-фестиваль. День второй. Тайна гения
Дата публикации: 19 марта 2022
Транссибирский Арт-фестиваль продолжается. В программе 18 марта прозвучало только одно произведение, которое исключает всякое соседство и уж, тем более, конкуренцию. Реквием Моцарта. Абсолютный и признанный шедевр, произведение, с которым связаны тайны и мифы — выдуманные и реальные. Теперь уже известен и заказчик сочинения — граф Франц фон Вальзегг, и мотивы таинственности, которыми он окружил свой заказ, примерно ясно, какие части Моцарт написал полностью, в каких только наметил ключевые темы, а где его записи оборвались. Но даже в наше время вдруг возникают новые версии — какие-то неизвестные рукописи находят в архивах, а что-то и вовсе продолжают дописывать. Разгадывать тайну моцартовского Реквиема на Транссибирском фестивале предстояло дирижеру Филиппу Чижевскому и его коллегам — замечательным солистам Анне Аглатовой, Юлии Мазуровой, Алексею Неклюдову, Максиму Кузьмину-Караваеву, музыкантам Новосибирской хоровой капеллы и Филармонического камерного оркестра.
Накануне концерта беседуем с маэстро Филиппом Чижевским. Он впервые и на Транссибирском Арт-фестивале, да и в Новосибирске тоже. Город ему очень нравится — своим простором и конструктивистской архитектурой, но углубляться в ее особенности некогда — все время отдано репетициям.
Филипп Чижевский:
Работаем уже с 14 марта, нравится и зал, и творческая атмосфера, работаем с удовольствием. Получается своя особенная интерпретация. Дело в том, что Реквием Моцарта — одно из самых популярных произведений, он звучит в мире едва ли не каждую минуту. Как мне кажется, удалось абстрагироваться от сложившихся клише и найти что-то свое. Это произведение мне доводилось исполнять много раз с самыми разными исполнителями: с большим хором, с маленьким, на исторических инструментах, в 430-м строе, с участием контратенора вместо меццо-сопрано, с привлечением особого исторического инструмента теорбы… В чем его тайна? Для меня — в том, что любая самая трагическая идея у Моцарта доносится сквозь призму иронии. У него огромные контрасты, у него от дворцовой утонченности до прозы жизни — один миг. Мне кажется, это то, что стоит разгадывать и то, что стоит ощущать. У него все опасно, все очень обостренно. Это сочинение не стоит играть часто, но, в то же время, каждое его исполнение — это знаковое событие и для исполнителей, и для публики. Сегодня мы живем этим моментом и наслаждаемся им, потому что сегодня мы живем гениальной музыкой Моцарта.
Надежды маэстро и ожидания публики оправдались — второй концерт Транссибирского Арт-фестиваля действительно стал ярким музыкальным событием. Добрых слов и самых высоких оценок заслуживают и солисты, чей квартет был удивительно гармоничен и сбалансирован, но каждый голос не терял при этом своей эмоциональной и тембровой характеристичности; и Филармонический камерный оркестр — надежный «фундамент» музыкального действа и его активный участник, каждое сольное высказывание которого (будь то соло виолончели, гобоя или тромбона) добавляло новых выразительных красок, и, конечно, Новосибирская хоровая капелла, поражающая чистотой и сиянием женских голосов, глубиной и благородством мужских, точной реакцией на действия дирижера, работавшего самоотверженно и самозабвенно. Была ли разгадана тайна гения — вопрос открытый, но шаг в направлении Моцарта был сделан.
Текст — Ольга Кордюкова
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.