Как Гаэтано Доницетти опьянил публику «Любовным напитком»
Дата публикации: 12 мая 2022
Поспешишь — людей насмешишь. Опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» ломает привычное представление о том, что такой подход к работе заведомо плох. Одно из лучших сочинений в творческом наследии итальянского композитора написано всего за две недели, а непритязательная водевильная история с хэппи-эндом поднимает настроение даже тем, кто, казалось бы, вовсе не любит классическую музыку. Премьера «Любовного напитка» состоялась ровно 190 лет назад — 12 мая 1832 года в Милане.
Это был театр Канноббиана, куда аристократы не ходили, а наведывался сплошь небогатый люд. Доницетти, получив заказ на новую оперу, моментально сориентировался в зрительских предпочтениях и дал задание либреттисту придумать незамысловатый сюжет из народной жизни.
На всё про всё у Феличе Романи была неделя. Не мудрствуя лукаво, тот взял за основу водевиль Эжена Скриба, а также готовое либретто к опере Даниэля Обера «Любовное зелье». Её премьеру показали за год того, как Доницетти приступил к работе над «Любовным напитком». Но 34-х летнего итальянца, написавшего до этого уже 39 опер, этот факт отнюдь не смутил. У Доницетти было в запасе «секретное оружие»: своего звёздного часа ждал уже написанный ранее романс «Una furtiva lagrima», который в итоге достался главному герою Неморино.
Доницетти пришлось долго уговаривать либреттиста написать подходящие слова, чтобы добавить этот номер в партитуру. Казалось бы, по музыкальной стилистике, отсылающей к тонким настройкам человеческой души, романс никак не подходил простому деревенскому парню-увальню. Но чувственность и пленительная красота музыки Доницетти в итоге взяла верх над перипетиями комически-бытового любовного сюжета, локализованного в видовых ландшафтах небольшой итальянской деревушки 19 века.
Композитор «не обидел» и других персонажей «Любовного напитка»: для них все прелести бельканто, кантилены, тесситуры, позволяющей показать голос той же Адине — предмету обожания не только Неморино, но и бравого сержанта Белькоре; замечательная выходная басовая ария есть у лекаря-шарлатана Дулькамара. Великолепная оркестровка, милые хоровые сцены, мастерски прописанные дуэты с точки зрения соотношения голосов слушаются легко и совсем не растянуты во времени: вся опера длится чуть больше 2-х часов c перерывом на один антракт. За весь этот «правильный набор» миланская публика, знающая толк в операх, устроила Доницетти по окончании спектакля овацию. А серия премьерных спектаклей растянулась в первом сезоне на 32 показа.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.