«Мессия» Генделя: и божество, и вдохновенье…
Дата публикации: 13 апреля 2022
Когда Гендель приступил к сочинению оратории «Мессия», у него всё валилось из рук, причём как в прямом, так и переносном смыслах: композитор так до конца и не оправился от разбившего его паралича, а английская знать охладела к немецкому музыканту, которого до этого боготворила целых тридцать лет. 13 апреля исполняется 280 лет с момента первого исполнения «Мессии».
Премьера «Мессии» состоялась в Дублине. Концертом в лучшем зале города — Great Music Hall — дирижировал сам автор. Слово «оратория» в переводе с латинского означает «красноречие». Выход на сцену Генделя, заявившего ровно год назад, что он прекращает концертную деятельность на Туманном Альбионе и возвращается в Германию, и стал как раз красноречивым жестом всем оппонентам: и разлюбившей его публике, и врачам, подписавшим ему приговор — к музыкальной деятельности не годен. Те и другие в итоге оказались неправы. Гендель закончил партитуру «Мессии» за 24 дня, а финальную часть сочинения «Аллилуйя» в Англии чуть позже по распоряжению самого короля стали слушать стоя.
Гендель шестой по счёту ораторией доказал очевидную вещь: чтобы удивить, поразить и изменить общественное мнение, мир вокруг себя, не нужно совершать революции, в данном случае музыкальной. Нужно быть просто гением. «Мессия» состоит из трёх частей, объединённых нехитрой драматургией, и изложена традиционным музыкальным языком: в первой — (рождение Мессии) преобладают светлые пасторальные краски, второй (Страсти Христовы) свойственны резкие контрастные сопоставления, а краткая финальная часть (триумф христианства) пронизана единым ликующим настроением.
Но, что если Гендель писал «Мессию» не для публики, масс, а для себя, пытаясь ответить на вопрос о смысле жизни? За неделю до смерти Гендель слушал концерт, где исполняли ораторию «Мессия». Через две недели маэстро умер, это случилось также в апреле, правда, не 13-го, а 14-го числа (1759 года). Современники говорят, что малорелигиозный Гендель на смертном одре шептал цитату из «Мессии»: «Я знаю, мой спаситель жив». Именно эти слова и ноты к ним будут написаны на надгробье могилы композитора в Вестминстерском аббатстве.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.