Спектакль о домашнем насилии показали в Сочи

Дата публикации: 21 февраля 2022

Зимний международный фестиваль искусств под художественным руководством Юрия Башмета представил спектакль «Кроткая» — одну из главных премьер пятнадцатого смотра. Постановка актуальна не только из-за недавно отмечавшегося 200-летия со дня рождения Достоевского, но и тревожной статистики домашнего насилия в России, которую не первый год обсуждают СМИ. В такую статистику не попала бы безымянная героиня Достоевского.
В основе постановки одноимённая повесть Фёдора Михайловича. Это одна из последних работ писателя, демонстрирующая мастерство классика заглядывать в бездну человеческой души. Главный герой — родовой дворянин и офицер, выгнанный из элитного полка за нежелание идти на дуэль из-за надуманного конфликта. Поскитавшись какое-то время, он становится ростовщиком.
Персонаж, словно паук, копит предметы, за которыми скрываются судьбы людей, ищущих на жизнь дополнительную копейку. Однажды в закладную приходит и «кроткая» — молодая робкая девушка, которой нет и 16 лет. Деньги ей нужны на оплату объявления в газете: «кроткая» ищет работу. Найти не получается. Не удаётся и вырваться из дома, где она живёт с тётками, которые её поколачивают. Предложение ростовщика выйти замуж становится спасительной лестницей.
Увы, но у новоявленного супруга своё понимание любви. Оно зиждется на ведомой только ему системе: пресмыкание перед мужем, холодность и строгость в отношении жены, мертвенное молчание в ответ на любое проявление тепла, запрет покидать дом. Для насилия вовсе не обязательны физические действия, и ростовщик выпивает «кроткую» до последней капли. Спасительных лестниц больше нет: спасаясь от неволи, девушка решается на самоубийство. Весь спектакль — это монолог главного героя, судорожно пытающегося отыскать причину смерти жены. Избавился ли он от гордыни, пробудил ли душу, любил ли он свою «кроткую» — дать однозначный ответ двойственному человеку вряд ли возможно.
Вот такого персонажа один два часа на сцене играет Сергей Гармаш. «Кроткую» воплощают сразу шесть пластичных актрис: режиссёр Виктор Крамер взял на роль студенток Щепкинского училища. Судя по реакции зрителей, передать «нерв» Достоевского у команды получилось. Создать спектакль по «Кроткой» Гармаш хотел давно. При поступлении в школу-студию МХАТ Сергей Леонидович выбрал отрывок из Достоевского: «он для меня значит очень многое. Чтобы обучиться актёрской профессии и научиться забираться слишком глубоко, то Достоевский — номер один».
«Кроткая» — не классический моноспектакль, а музыкальное действо. Наряду с голосом центрального персонажа, важное место занимает музыка, написанная Кузьмой Бодровым. Созданное для камерного ансамбля «Солисты Москвы» сопровождение вызывает напряжение, резонирующее с повестью Достоевского. Бодров давно сотрудничает с Юрием Башметом и часто создаёт музыку для его фестивалей. В этот раз решение пришло не сразу: «Мы ломали голову, как подойти к этому довольно мрачному тексту. Я нашёл случайный ключ. Импровизируя за фортепиано, нащупал светлый, красивый, гармоничный аккорд — светящийся мажор. Я понял, что это то самое. Мы начинаем с невероятной красоты. Но я не только показываю этот аккорд, я начинаю его повторять. Со временем он начинает нас хлестать и обжигать. Было ясно, что для Достоевского нужна необычная музыка. Мы пошли по принципу минимализма, но не состояния, а как принципа организации музыкальной ткани. Среди многих референсов, которые подбирал Виктор Крамер, были американские минималисты, в том числе и Филип Гласс».
Опытный меломан заметит не только минималистов, но и небольшую цитату из малеровского цикла «Песни об умерших детях». Немецкий композитор возвеличивал русского классика: «Читайте Достоевского! Это важнее, чем изучение контрапункта!» Говорят, что один из главных композиторских принципов Малера был поиск ответа на вопрос Достоевского «Как могу я быть счастливым, если где-то страдает другое существо?» Решиться ответить на этот вопрос в ближайшее время можно будет в Москве. В Малом театре «Кроткую» покажут 8 и 9 марта.
текст — Никита Курочко; фотографии — Алексей Молчановский

Последние события