Лебединое озеро — премьера 4 марта 1877 года — 145 лет постановке
Дата публикации: 4 марта 2022
Историю мировой хореографии невозможно представить без «Лебединого озера». Однако автор балета — Пётр Ильич Чайковский — триумфа своего шедевра не застал.
В 1875 году Дирекция Императорских театров просит молодого педагога Московской консерватории Чайковского написать музыку к балету «Озеро лебедей». В то время этот жанр представлял из себя набор танцевальных номеров, не связанных фабулой и драматургией. От композиторов требовались лишь простые мелодии и незатейливые дивертисменты, поэтому они относились к такого рода спектаклям с иронией. Но Пётр Ильич предложением заинтересовался, как он писал «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что… давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».
Считается, что вдохновлялся композитор своей поездкой в Баварию, где увидел Нойшванштайн —причудливый белый замок короля Людвига Второго.

Премьера балета состоялась в Большом театре 4 марта 1877 года и успеха не имела. Оркестр не успел выучить партитуру, поскольку было всего лишь две репетиции. И публика не оценила прекрасную музыку с яркими, запоминающимися мелодиями. Ведущих солистов-танцовщиков заменили на дублёров. Но главный провал — это хореография. Критики возмущались, что «вместо танцев устроили гимнастические упражнения, а кордебалет топтался на месте, размахивая руками».
Второе рождение «Лебединому озеру» принесли балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. Они кардинально переделали постановку и появились «Танец маленьких лебедей», Дуэт Одетты и Зигфрида, а вместо бутафорских крыльев- знаменитые «танцы рук». Либретто переписал брат композитора Модест Чайковский, сделав акцент на теме лебедей-двойников и сражении героев с судьбой. Правки коснулись и музыки: дирижёр Риккардо Дриго изменил последовательность музыкальных фрагментов и добавил новые. Эту версию с триумфом представили в Мариинском театре 27 января 1895 года. Показ посвятили памяти Петра Ильича Чайковского: композитор не дожил нескольких месяцев до премьеры. Именно эта версия стала классической и легла в основу дальнейших интерпретаций.

За долгие годы интерес к «Лебединому озеру» не остывал. В истории насчитывается великое множество постановок. Менялась хореография, смещались акценты, но до сих пор сказка о заколдованной девушке, влюблённом принце и злом волшебнике — одна из «визитных карточек» Петра Ильича Чайковского.
Никита Курочко
Последние события
Выставка о ветеранах Великой Отечественной открывается в галерее Александра Шилова
В галерее Александра Шилова готовят выставку к 80-летию Великой Победы. Коллекцию «И мужество, как знамя, пронесли» составят более полусотни портретов работы художника.
Пермская опера рассказала о планах на грядущий сезон
Пермский театр оперы и балета объявляет планы на сезон. В декабре площадка отметит 155-летие со дня основания. Основой праздничной программы стало обращение к жанру музыкального романтизма.
«Иван Сусанин» возвращается
Новосибирский театр оперы и балета отметит юбилей премьерой концертно-сценической постановки оперы «Иван Сусанин». Это знаковый спектакль для НОВАТа, который открылся этой оперой Глинки в 1945 году.