Лебединое озеро — премьера 4 марта 1877 года — 145 лет постановке
Дата публикации: 4 марта 2022
Историю мировой хореографии невозможно представить без «Лебединого озера». Однако автор балета — Пётр Ильич Чайковский — триумфа своего шедевра не застал.
В 1875 году Дирекция Императорских театров просит молодого педагога Московской консерватории Чайковского написать музыку к балету «Озеро лебедей». В то время этот жанр представлял из себя набор танцевальных номеров, не связанных фабулой и драматургией. От композиторов требовались лишь простые мелодии и незатейливые дивертисменты, поэтому они относились к такого рода спектаклям с иронией. Но Пётр Ильич предложением заинтересовался, как он писал «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что… давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».
Считается, что вдохновлялся композитор своей поездкой в Баварию, где увидел Нойшванштайн —причудливый белый замок короля Людвига Второго.
Премьера балета состоялась в Большом театре 4 марта 1877 года и успеха не имела. Оркестр не успел выучить партитуру, поскольку было всего лишь две репетиции. И публика не оценила прекрасную музыку с яркими, запоминающимися мелодиями. Ведущих солистов-танцовщиков заменили на дублёров. Но главный провал — это хореография. Критики возмущались, что «вместо танцев устроили гимнастические упражнения, а кордебалет топтался на месте, размахивая руками».
Второе рождение «Лебединому озеру» принесли балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. Они кардинально переделали постановку и появились «Танец маленьких лебедей», Дуэт Одетты и Зигфрида, а вместо бутафорских крыльев- знаменитые «танцы рук». Либретто переписал брат композитора Модест Чайковский, сделав акцент на теме лебедей-двойников и сражении героев с судьбой. Правки коснулись и музыки: дирижёр Риккардо Дриго изменил последовательность музыкальных фрагментов и добавил новые. Эту версию с триумфом представили в Мариинском театре 27 января 1895 года. Показ посвятили памяти Петра Ильича Чайковского: композитор не дожил нескольких месяцев до премьеры. Именно эта версия стала классической и легла в основу дальнейших интерпретаций.
За долгие годы интерес к «Лебединому озеру» не остывал. В истории насчитывается великое множество постановок. Менялась хореография, смещались акценты, но до сих пор сказка о заколдованной девушке, влюблённом принце и злом волшебнике — одна из «визитных карточек» Петра Ильича Чайковского.
Никита Курочко
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.