100 лет Персимфансу
Дата публикации: 13 февраля 2022
Пер-сим-фанс или… первый симфонический ансамбль, или…первый в мире оркестр без дирижёра. Музыкальный эксперимент обрел голос 13 февраля 1922 года, ровно сто лет тому назад. В тот день в Колонном зале Дома Союзов был аншлаг. Громкий успех свободных от руководства музыкантов привлек звезд. И вскоре на концертах Персимфанса выступали Козловский, Нейгауз, Горовиц, Юдина. Из-за границы специально приезжал, находившийся в эмиграции Прокофьев.
Идея создать оркестр, где все артисты имеют равные права, пришла в голову знаменитому скрипачу Льву Цейтлину. Задумка идеально соответствовала представлениям о новом общественном устройстве молодого советского государства. Дирижера заменил худсовет из наиболее авторитетных исполнителей коллектива. При этом, вносить свои пожелания на репетициях мог любой участник оркестра. Полная демократия! Непривычной была и круговая рассадка музыкантов — все струнные сидели кольцом, лицом друг к другу, а внутри располагались духовые. Каждый участник прекрасно видел остальных, что значительно облегчало им совместное музицирование. Не имея своего помещения, музыканты выступали в Большом зале консерватории и рабочих клубах, летних парках и заводских цехах. Их регулярные концерты проходили по понедельникам, когда в большинстве городских театров был выходной.
После отмены общевыходного театрального понедельника им негде стало выступать. Просуществовав чуть более 10 лет, проект был закрыт, как и все его аналоги в стране и за рубежом. А их было не мало: в Киеве, Петрограде, Варшаве, Лейпциге и Нью-Йорке.
Возрождение началось в 2008 году, когда в Москве появился новый, современный Персимфанс во главе с мультиинструменталистом Петром Айду. 100-летний юбилей своего предшественника коллектив отмечает концертом в Московской филармонии.
Текст: Анатолий Лысенков
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.