75+1

Дата публикации: 18 декабря 2021

Казанская консерватория, которой в прошлом году исполнилось 75 лет, наконец-то отметила юбилей лаконичным и торжественным гала-концертом в Татарском театре оперы и балета. Вопреки пандемии и жестким санитарным ограничениям, действующим в регионе.
И хотя театр и единственный музыкальный вуз Татарстана объединяют многолетние дружеские и творческие связи, юбилейный гала на сцене Татарской оперы консерватория провела впервые.
В программу вошли классические хиты и пока еще редко звучащая в российских концертных залах татарская музыка. Хорошо знакомые даже неискушенным меломанам Песенка Герцога из «Риголетто», Вальс Джульетты из оперы Гуно по шекспировскому сюжету и «Время, вперед!» Свиридова перемежались с лирическими (и в основном вокальными) жемчужинами татарских авторов.
75+1
Вечер открыла оркестровая пьеса прошлогоднего лауреата Президентской премии для молодых деятелей культуры, выпускника и завкафедрой композиции КГК Эльмира Низамова «Солнце всходит над Казанью». За дирижерский пульт консерваторского симфонического встал его худрук, мультиинструменталист, когда-то игравший на кларнете в оркестре Минобороны под руководством Валерия Халилова, Евгений Афанасьев. Коллектив под его руководством сопровождал солидную часть номеров, вошедших в программу вечера, лишь изредка уступая место своему «младшему коллеге» — оркестру татарской музыки «Tatarica» (худрук — профессор Казанской консерватории Ринат Халитов).
Зрительный зал был полон приглашенных гостей, среди которых оказался глава республики Рустам Минниханов, ректоры российских консерваторий и казанских вузов, а также директора музыкальных училищ. Исключительная, если не сказать небывалая, редкость — президент Татарстана покинул ложу только после финальных аплодисментов. И полюбоваться было чем.
Организаторы вечера позаботились о слушателях и свели паузы между сменами составов к максимальному минимуму. Отчасти этому помогла оркестровая яма, в которой оркестранты «Tatarica» терпеливо и очень тихо ждали своего «звездного часа»; отчасти — слова ведущих концерта, Александры Нагорновой и Ришата Ахмадуллина перед эпическим финалом, где рядом оказалась торжественная музыка Генделя, Жиганова и Тухманова. Впрочем, назвать такое соседство органичным язык не повернется — в стремлении к грандиозному завершению вечера все-таки случился некоторый перебор, и в песне Давида Федоровича «Родина моя» оказались вместе татарские национальные инструменты, академические солисты, поющие в микрофоны, огромный хор, оркестр и горловое пение. Да, по-российски масштабно, да, эклектично, но уж слишком лихой и неудобоваримый замес.
В грандиозном финале количество артистов на сцене переваливало за 250 человек. За дирижерский пульт Симфонического оркестра консерватории встал маэстро Александр Сладковский, а в сводном хоре сошлись три поколения музыкантов: совсем юные ученики «десятилетки» при Казанской консерватории, их старшие коллеги-студенты и артисты Татарского театра оперы и балета, солидная часть которых — выпускники вуза-юбиляра. Любо-дорого и посмотреть, и послушать.
Ректор Казанской консерватории и, по совместительству, самый молодой в России доктор искусствоведения Вадим Робертович Дулат-Алеев уверен, что прошедший концерт удался: «Этот концерт мы готовили с особым, праздничным настроением чтобы он вызывал исключительно положительные эмоции, и они сегодня были у всех. Всё получилось, хотя, конечно, нет предела совершенству, и сейчас мы видим, что некоторые вещи можно было сделать иначе. Но из того, что мы задумали, получилось всё».
Радио «Орфей» поздравляет Казанскую консерваторию с юбилеем и желает долгих лет процветания!
Наталия Сергеева

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.