Александр Цфасман. Легендарный джазмен

Дата публикации: 14 декабря 2021

Пианист, дирижёр и композитор Александр Цфасман родился 14 декабря 1906 года в Александровске, ныне Запорожье. Мальчик из семьи простого парикмахера приобщается к музыке: играет на скрипке и фортепиано. Спасаясь от еврейских погромов во время Гражданской войны, Цфасманы переезжают в Нижний Новгород. Там Александр поступает на фортепианное отделение музыкального техникума. Позже музыкант продолжает обучение в Московской консерватории у профессора Феликса Михайловича Блуменфельда. В это время Александр «заболевает» джазом и обращается к сочинительству. Неожиданно танцевальные пьесы молодого автора становятся популярны. А в 1926 году Цфасман создаёт «АМА-джаз» — первый профессиональный джазовый коллектив в столице. Успех превосходит ожидания. Ансамбль играет в саду «Эрмитаж», в ресторане «Казино», гастролируют, записывает грампластинки и даже выступает по радио! Окончив консерваторию, Александр Цфасман становится первым в стране профессиональным джазменом с классическим музыкальным образованием. Но испытывая творческий кризис, артист меняет род занятий. Работает тапёром в кино и некоторое время занимает должность концертмейстера в Хореографическом училище Большого театра. Пианист знакомится с балетмейстером Игорем Моисеевым и пишет музыкальную сценку «Футболист» для Асафа Мессерера. Долгие годы «балетный хит» не выходит из репертуара великого танцовщика.
Несколько лет Александр Цфасман играет на эстрадах лучших ресторанов с октетом «Московские ребята». Однако позже пианист скажет: «Я решил оставить свой постоянный оркестр и работать только для грамзаписей, собирая для этих целей любой необходимый мне состав. Немалую роль в таком решении сыграло и то, что мне надоело зависеть от вокалистов, которые стали „центром“ в джазе. Возвращаться же в ресторан я уже не хотел».
Цфасман никому не подражает, вырабатывает узнаваемый стиль, сочетающий экспрессию, изящество и классические традиции. Музыкант вспоминал: «Когда у нас в стране народился джаз, не было ничего удивительного в том, что музыканты заимствовали зарубежный опыт, учились по пластинкам, списывали нота за нотой заграничные партитуры. Ведь мы шли буквально по целине! Я помню рецензию о нашем джазе в американском журнале „Variety“ в начале 30-х годов: „Если учесть, что русские учатся только по граммофонным пластинкам, то надо признать: они делают чудеса!“».
В военные годы Цфасман возглавляет джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Ансамбль эвакуируют, а позже отправляют на Центральный фронт. Концерты проходили в прифронтовой зоне, на лесных полянах, иногда выезжали на передовую — играли прямо в окопах, разбиваясь на небольшие группы.
Талант Александра Цфасмана вызывает восхищение прославленных музыкантов: Гольденвейзера, Нейгауза, Шостаковича. Вместе с Дмитрием Дмитриевичем пианист записывает музыку к нескольким кинофильмам. В трудные для джаза времена Цфасман «переключается» на симфоджаз и фортепианные произведения. Среди них два концерта для фортепиано, балетная сюита «Рот-фронт» и «Спортивная сюита». Александр Наумович пишет музыку и к театральным постановкам, сотрудничает с Сергеем Образцовым, Николаем Акимовым, Наталией Сац.
В последние годы Александр Цфасман живёт на даче, с упоением выращивает розы. Легендарного джазмена не стало 20 февраля 1971 года. О том, каким пианист был вне сцены, расскажет его сын, Роберт Цфасман: «Назвать наш дом открытым можно было с натяжкой. Собиралась пару раз в год компания преферансистов. Бывали в гостях Игорь Моисеев, Сергей Образцов и другие известные люди. Что же касается джаза, то отец гораздо чаще играл в свободное время Рахманинова».
Текст — Мария Белоусова

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.