Второй концерт для фортепиано с оркестром Мориса Равеля

Дата публикации: 27 ноября 2021

Широкой публике имя Мориса Равеля более всего известно по яркому «Болеро», написанному для танцовщицы Иды Рубинштейн. Еще одно особое сочинение, созданное им на заказ, — Второй фортепианный концерт для левой руки. Его премьера состоялась в Вене 27 ноября 1931 года.
Равель сочинил Концерт для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой Мировой войны. Несмотря на тяжёлую травму, пианист мечтал продолжить публичные выступления. Он написал открытое письмо композиторам с просьбой об особом репертуаре. Помимо Равеля, откликнулись Рихард Штраус и Сергей Прокофьев (Четвёртый фортепианный концерт), но требовательного Витгенштейна их работы категорически не устроили.
Заказ получил Морис Равель и так увлёкся, что отложил работу над ораторией «Жанна д’Арк». Тяжёлая тема войны была ему близка– он тоже побывал на фронте, правда, из-за слабого здоровья не попал на передовую. В результате получилось произведение очень эмоциональное, трагическое, с невероятно трудной, насыщенной виртуозными приёмами фортепианной партией. Порою даже не верится, что задействована только одна рука, а не две, настолько ярко, красочно и разнообразно звучит рояль. Из-за мрачной тональности этот концерт часто сравнивают со Вторым фортепианным концертом Ференца Листа. Но у Равеля время от времени в произведении, похожем на длинный рассказ о войне, пробиваются задорные испанские мотивы, возможно, от увлечённости композитора образом Дон Кихота.
Несколько лет Пауль Витгенштейн обладал исключительными правами на исполнение леворучного концерта. Однако он признавался, что «не был ошеломлен сочинением». Премьера с Венским симфоническим оркестром не обошлась без громкого скандала. Артист внес некоторые изменения в фортепианную партию: «Исполнитель не раб», — заявил он. Равель возмутился — пианист должен чётко следовать партитуре. Позже Пауль Витгенштейн по достоинству оценил эту гениальную музыку и согласился исполнить Второй Концерт Мориса Равеля для фортепиано с оркестром в авторской версии.

Последние события

Цискаридзе выразил мнение о новом порядке продажи билетов в московские театры

Николай Цискаридзе не верит в эксперимент по продаже билетов в театры по паспорту в Москве. Артист отметил, что инициатива может значительно усложнить проход на события столичных культурных площадок.

«Голос флейты» прозвучит в Нижнем Новгороде

Фестиваль «Голос флейты» пройдёт с 12 по 14 декабря в Нижнем Новгороде. Участие примут музыканты из Москвы, Петербурга, Кирова и Стамбула.

Фестиваль арфы пройдёт в Москве

Фестиваль арфы к 150-летию со дня основания классаарфы стартует в Московской консерватории 28 ноября. Участниками станут солисты ведущих оркестров Москвы и Санкт-Петербурга.