Игра контрастов

Дата публикации: 24 октября 2021

Фестиваль Юрия Башмета на Южном Урале стартовал в четвёртый раз. Смотр пройдет в Челябинске, Сатке, Троицке и Снежинске. Неизменным гостем всех концертов станет камерный оркестр Юрия Абрамовича. «Солисты Москвы» будут выступать с разными программами и разными солистами.
Первый вечер состоялся на сцене Челябинской филармонии. Его открыла Камерная симфония для струнных Георгия Свиридова — сочинение, премьеру которого композитор когда-то доверил Юрию Башмету. Вещь, играемая крайне редко и занимающая особенное место в творчестве Георгия Васильевича, который чаще обращался к вокальным жанрам. Сочинение эмоционально сложное, фактурно насыщенное, с живым нервом и напряжением, задало драматический тон первому отделению, кульминацией которого стало исполнение «Черного человека» Андреем Мерзликиным. Литературно-музыкальные композиции со знаменитыми актерами под звуки «Солистов Москвы» давно стали неотъемлемой «фишкой» башметовских фестивалей. Эти коллаборации выигрывают не только за счет громких имен их участников, но и, как правило, за счет первоклассного исполнения. Есенинский реквием, дописанный поэтом в год своей смерти, Мерзликин читал с эмоциональным напряжением, убедительно демонстрируя страх, боль и отчаяние, заложенные в тексте. Сумрачные переживания усугубляла музыка Стравинского, Бартока, Чайковского и Шнитке.
Второе отделение стало эмоциональным контрастом к первому. Начали с солнечного и жизнеутверждающего До-мажорного концерта Сальери для флейты, гобоя и оркестра с солирующими Марией Чепуриной и Алексеем Уткиным (которого в последнее время публика чаще видит не с гобоем, а с дирижерской палочкой). Дуэт солистов звучал гармонично и слаженно, выстраивая прозрачно-прекрасный, интонационно-выверенный и благозвучный диалог и между собой, и с оркестром.
Личной интригой и приятнейшим удивлением вечера для автора этого текста стало выступление совсем еще молодого Южно-Уральского симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер — Адик Абдурахманов). Коллектив, появившийся всего два года назад, предстал перед публикой под руководством Юрия Башмета, сыграв хит на все времена — Сороковую Моцарта. Сочинение, опасное своей известностью и бесконечным количеством исполнений, прозвучало убедительно и чисто (отдельное спасибо валторнистам, за которых всегда особенно переживаешь). Периодически возникало ощущение, что Башмет пробует коллектив на прочность, задавая залихватские темпы и в быстрых, и в медленных частях. Оркестр с достоинством прошел испытание. Браво.
Наталия Сергеева

Последние события

Философия культуры на берегах Балтики

«Балтийский культурный форум» является драйвером развития региональной культуры, заявила министр культуры Ольга Любимова на пленарном заседании форума.

«Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера»

В Пушкинском музее в честь 150-летия импрессионизма запускают цикл просветительских мероприятий, на которых расскажут об особенностях живописи импрессионистов.

На ВДНХ напишут «Тотальный диктант»

ВДНХ станет одной из площадок проведения ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант», которая в этом году отмечает 20-летие.