Много Шопенов, хороших и разных

Дата публикации: 20 октября 2021

Наконец-то! Польша дождалась своего главного музыкального праздника. 18-й Международный конкурс пианистов имени Фридерика Шопена, намеченный на осень 2020-го и перенесенный ровно на год по всем известным причинам, стартовал в начале нынешнего октября и разу же стал главным ньюсмейкером страны, затмевая политические скандалы, дрязги с руководством Евросоюза и даже — только представьте себе! — сообщения о пробках на дорогах.
«Театр начинается с вешалки» — фраза, приписываемая Станиславскому (на самом деле в письме гардеробщикам МХАТа он сказал точнее: «спектакль начинается с момента входа в здание театра»), воплощается сегодня в Варшавской филармонии и виде несусветных толп перед входом и у касс, через которые пробиваются элегантные пани и панове, энергично работая локтями — а также кроткого, почти бесплотного человека, смиренно сидящего на ступеньках у ног контролеров с плакатиком, вопиющем о лишнем билете. Причем человек этот не уходит, когда конкурсные прослушивания начинаются, а сидит в одной позе в течение всего концерта — ваш покорный слуга проверял это лично в антракте.
Причина всего этого безумия — невероятная любовь поляков к Шопену, всенародное поклонение национальному гению, чья фигура во время конкурса раскрывается снова и снова во всей своей многоликости, безграничности и непостижимости — ведь в четырех турах звучит почти все шопеновское наследие, от миниатюр до масштабных полотен — сонат и концертов.
В эти дни проходит финальный этап — два шопеновских концерта для фортепиано с оркестром исполняют на выбор 12 счастливчиков, оставшихся от стартовавших 87-ми. В их числе — наша соотечественница Ева Геворгян. А за дирижерским пультом царствует уроженец города Ленинграда Андрей Борейко, которого конкурсная публика и музыканты оркестра просто обожают. Маэстро умудряется за один вечер не просто четырежды исполнить один и тот же шопеновский концерт — как это было в понедельник с ми минорным, — а вместе с солистами создать четыре совершенно разные интерпретации — по темпу, характеру, пропорциям формы и даже стилистике. Такое под силу немногим избранным мастерам — и это повод для гордости за отечественную дирижерскую школу.
Что же происходит вокруг конкурса, в фойе, кулуарах, что бросается в глаза?
Прежде всего, феноменальное медиа-освещение. Новости конкурса, даже не самые значительные — в топе на всех общественно-политических медиа страны. Прямая видео-трансляция идет на сайте конкурса, на экранах в городе, где организованы фан-зоны, на польском теленакале «Культура» и еще на нескольких ресурсах, аудио-трансляция — на радиоканале «Двойка». В фойе филармонии организованы выездные ТВ и радио-студии, где с утра до ночи — непрерывный поток экспертов, участников, гостей… В ежедневном режиме выходит конкурсная газета. Журналистам со всего мира — а их здесь десятки, включая и иностранные съемочные группы — открыт доступ практически во все помещения филармонии, созданы максимально комфортные условия для работы. Это, безусловно, заслуга нашего близкого друга, многолетнего автора и ведущего программ радио «Орфей», пресс-секретаря конкурса Александра Лясковского, который дает фору и наглядный мастер-класс по организации пресс-службы большинству своих коллег, успевая к тому же элегантно и стильно выглядеть, и спокойно, вдумчиво поговорить с каждым из нас — несмотря на чудовищную нагрузку и сотни вопросов, которые приходится решать ежеминутно.
У нынешнего конкурса много символики, необычных деталей по сравнению с другими музыкальными соревнованиями.
Жюри рассажено на балконе в два ряда. В нижнем — отличники боевой и пианистической подготовки — в частности, любимец московской и варшавской публики Данг Тхай Шон, Дмитрий Алексеев, Дина Иоффе, Нельсон Гернер. В верхнем ряду — патриархи: Эва Поблоцка, Петр Палечны, неувядающий Артур Морейра Лима. В антрактах для жюри отгорожена одна из галерей балкона, и публика, гуляющая в фойе, задрав голову, любуется небожителями, парящими где-то там, наверху, в своем священном Граале. А знаменитые витые мраморные лестницы Варшавской филармонии во время конкурса обретают новый смысл, словно символизируя восхождение к вершинам мастерства и искусства. Подниматься по ним — настоящее наслаждение, уж поверьте.
К конкурсу пианистов фактически присоединяется состязание производителей роялей — иногда весьма жесткое. Все лидеры рынка предоставили на выбор участникам свои инструменты (а знаменитейшая семейная фирма из США — даже несколько, из разных серий), поэтому соревнование музыкантов сопровождает уже привычный чемпионат по катанию роялей. Правда, в Варшаве это сделано стильно и тоже символично — при замене инструмента отыгравший свое уезжает в открывающийся трюм, словно проваливаясь в преисподнюю, как Дон Жуан в моцартовском финале — а на смену ему оттуда выезжает другой. Выглядит красиво и страшновато.
Польская публика по-рыцарски великодушна и восторженна: прекрасно замечая изъяны участников по части техники, мастерства и вкуса — а их хватает, поверьте, — она старается максимально их поддержать, накрывая овациями последние аккорды, затем по нескольку раз вызывает конкурсантов на поклоны. А самые верные и преданные фанаты после этого еще час дежурят у служебного подъезда, ожидая в прохладе и сырости варшавской ночи своих кумиров — так было сегодня с нашей Евой Геворгян, светившейся от радости в окружении поклонников ее таланта.
А что же музыка — спросите вы. Пересказывать исполнение словами — дело безнадежное. Лучше зайдите на сайт конкурса, и вы все увидите и услышите сами: Шопенов на любой вкус, с самыми разными акцентами. Только поторопитесь: уже нынешним вечером, в 19:00 по Москве последний третий вечер финального тура, а после него самое интригующее — объявление результатов. С 21 по 23 октября, по традиции, в главном оперном театре польской столицы пройдут три гала-концерта лауреатов. Уверен, среди них будет блистать и наша финалистка — Ева Геворгян.
Роман Берченко из Варшавы, специально для радио «Орфей»

Последние события